АВТОГРАФ



А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   
Евгений Матвеев

МАТВЕЕВ Евгений Семенович

   Pодился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка Скадовского района Херсонской области. Отец – Матвеев Семен Калинович. Мать – Коваленко Надежда Федоровна. Супруга – Матвеева Лидия Алексеевна (1925 г. рожд.). Дочь – Матвеева Светлана (1947 г. рожд.). Сын – Матвеев Андрей (1957 г. рожд.). Внуки: Алексей, Евгений, Надежда.
   Евгений Матвеев рано приобщился к нелегкому крестьянскому труду, мог выполнять любую крестьянскую работу; огромное уважение к человеку, который трудится на земле, сохранил на всю жизнь. Мальчишкой Женя уходил в поле, которому не было конца и края. Уходил потому, что испытывал огромную радость, оставаясь наедине с ним, слушая пение жаворонка. Там же, в поле с печалью думал о маме, которой досталась судьба одинокой женщины. Впечатления детства нередко были горькими, поэтому Женя всегда тянулся к чему-то светлому, радостному, веселому. Любил подражать пению разных птиц, вызывая добрые улыбки односельчан, любил петь, аккомпанируя себе на балалайке. В школе все называли его Женька-артист. В раннем детстве мальчик еще не знал, что на свете существуют театры и актеры, но бессознательно уже лицедействовал.
    Из 2-го класса мальчика перевели сразу в 4-ый – учителя заметили в нем склонность к наукам и посоветовали матери переехать в город, чтобы дать сыну образование. В городе Цюрюпинске он впервые увидел любительский спектакль и понял, что его место в театре. Театр покорил его и стал его единственной мечтой. Евгений начал заниматься в самодеятельности, был фокусником, танцором, певцом. В 9-м классе Евгений твердо решил бросить школу и отправиться в Херсон – ближайший областной центр, где были профессиональная труппа и театральная студия. Получив благословение матери, 17-летний паренек уселся на баржу с арбузами и поплыл к своей мечте.
    Шел 1939 год. В херсонском театре Матвеев стал участвовать в массовых сценах, ему доверяли и небольшие роли. Одной из них была роль музыканта в спектакле «Бесталанна». Юноша лихо в такт музыки ударял в бубен, и даже не догадывался, что его отметил профессиональный взгляд Николая Черкасова, находившегося в зале. Черкасов похвалил бессловесного исполнителя, посоветовал ему учиться в Киеве у А. Довженко, обещая свою поддержку.
    Окончив экстерном два последних класса школы и получив аттестат, Евгений поступил в актерскую школу при Киевской киностудии. Здесь он стал учеником Александра Петровича Довженко, который учил своих студентов чуткости, внимательности к людям, но главное, конечно, – многосложному ремеслу актера.
    Внезапно начавшаяся война разрушила все планы. Под беспрерывными бомбежками Евгений копал окопы, участвовал в создании укреплений вокруг города. Навсегда в его памяти остались жуткий звук моторов немецких самолетов, свист авиабомб, панический ужас беззащитных людей. Матвеев рвался добровольцем на фронт. Но судьба распорядилась иначе. Его направили на учебу в Тюменское пехотное училище. С детства не приученный делать что-либо спустя рукава, Матвеев и в училище был отличником. И... как отличника его оставили в качестве преподавателя. Многочисленные просьбы и рапорты об отправке на фронт оставались без внимания.
    Преподавая военную науку, он не забывал и о своей гражданской привязанности. Вскоре молодого офицера весь город узнал как одаренного актера. Пришел и успех – первое место на конкурсе чтецов Сибирского военного округа.
    В 1946 году, демобилизовавшись, Евгений Матвеев остался в Тюмени, став актером местного драматического театра, которым руководил режиссер Д. Бархатов. Жизнь провинциальных театров всегда сложна: небольшая труппа, частые премьеры, постоянные выезды со спектаклями в отдаленные районы. Однако многие актеры, прошедшие школу периферийных театров, справедливо полагают, что нигде больше нет таких возможностей переиграть великое множество ролей, испытать себя в разных амплуа. Евгений Матвеев
    Евгений Матвеев был обречен на роли «героев». Высокий, красивый, мужественный, обаятельный, эмоциональный – все это делало игру актера заразительной. Он сыграл роли в спектаклях «Молодая гвардия» А. Фадеева (Ваня Земнухов), «За тех, кто в море» Б. Лавренева (Боровский), «Молодой лес» Н. Погодина (Черемизов). Успех не заставил себя долго ждать. За исполнение роли Боровского Евгений Матвеев получил приз и был допущен к заключительному туру Всероссийского смотра театральной молодежи в Москве. Успешный показ в Москве повлек за собой массу заманчивых предложений. Молодого актера приглашали и в Алма-Ату, и в Красноярск, и в Московский театр имени Ленинского комсомола. Но он остановил свой выбор на новосибирском «Красном факеле», который не без оснований считали «сибирским МХАТом». В нем были прекрасная труппа и великолепная режиссура. В Новосибирске началась настоящая серьезная профессиональная учеба Матвеева. А учиться здесь было у кого. Во главе театра стоял человек огромной культуры – В. Редлих, здесь же работали и В.К. Дени, строгий, требовательный режиссер и педагог, и Э.М. Бейбутов с его взрывным темпераментом, яркой театральностью. Здесь молодой актер впервые соприкоснулся с учением К.С. Станиславского. Наставники Матвеева серьезно заботились о творческом росте молодого актера. Именно в «Красном факеле» стремились раскрыть его индивидуальность.
    На сцене театра Е.С. Матвеев играл много и успешно. Среди его работ тех лет: Джон Гармон («Наш общий друг» по Ч. Диккенсу), Леонтьев («Кандидат партии» А. Крона), Виктор Лавров («Великая сила» Б. Ромашова), Аксанич («Константин Заслонов» А. Мовзона), Юрий Поднебесько («Счастье» по роману П. Павленко), барон Фитингоф и Комиссар округа («Незабываемый 1919-й» Вс. Вишневского), Нил («Мещане» М. Горького). Самый большой успех выпал на долю молодого исполнителя в роли Улдыса в спектакле «Вей, ветерок!» поставленном Э. Бейбутовым по пьесе классика латышской литературы Я. Райниса.
    Эта постановка стала важной вехой на творческом пути актера. В 1951 году «Красный факел» показал этот спектакль во время гастролей в Ленинграде. И вновь Матвеев получил приглашение сразу в несколько московских и ленинградских театров. На этот раз он принял предложение старейшего коллектива страны – Малого театра и в 1952 году дебютировал на академической сцене в роли Незнамова в драме А.Н. Островского «Без вины виноватые». Желание совершенствоваться приводит Евгения Матвеева в творческую лабораторию М.Н. Кедрова, ученика К.С. Станиславского, организованную при Всероссийском театральном обществе. Вместе с молодыми начинающими актерами занятия посещали многие известные актеры и режиссеры, среди которых были В. Марецкая, Р. Плятт, Н. Анненков и другие большие мастера.
    Среди образов, созданных Евгением Матвеевым за 12 лет работы в Государственном академическом Малом театре, выделяются: Звонарев («Порт-Артур» А. Степанова и И. Попова), Яровой («Любовь Яровая» К. Тренева), Родон («Ярмарка тщеславия» В. Теккерея), Трофимов («Главная роль» С. Алешина), Столбов («Осенние зори» В. Блинова), Ераст («Сердце не камень» А.Н. Островского), Освальд («Привидения» Г. Ибсена) и др. В 1958 году Евгений Матвеев был удостоен своего первого почетного звания – «Заслуженный артист РСФСР».
    Еще будучи актером театра, Евгений Матвеев стремился к самому массовому виду искусства – кинематографу. Возможность выйти на многомиллионную аудиторию, усилить свой голос невиданным по мощность «рупором» – это было его мечтой. И в 1955 году его мечта стала осуществляться. К концу 1950-х годов его послужной список в кино насчитывал уже несколько ролей: главная роль в фильме «Искатели» по роману Д. Гранина, Константин в фильме Л. Кулиджанова и Я. Сегеля «Дом, в котором я живу», Лобанов в картине «Дело “Пестрых”», командарм Сорокин в фильме «Восемнадцатый год».
    Конец 1950-х – начало 1960-х годов – очень насыщенный период в творческой биографии Е.Матвеева. Работы следовали одна за другой, и все они были отмечены талантом, вдохновением, темпераментом их создателя и потому имели заслуженный успех. За короткое время в Малом театре состоялось 11 премьер с его участием. Киноленты, в которых играл Матвеев, не сходят с экранов. Появились Федотов в картине М. Ершова «Родная кровь», потрясший всех своей мужественной добротой и пронзительной искренностью, красноармеец Трофим из короткометражного фильма «Жеребенок» по рассказу М. Шолохова, Павловский в «Крахе».
    С юности одним из любимых героев, которого мечтал сыграть актер, был Макар Нагульнов из шолоховской «Поднятой целины». Образ Макара в самой высокой степени отвечал тому, что можно определить словами «герой Матвеева», что составляет главную тему его творчества – любовь к Родине, людям, жизни. И в жизни, и на сцене его привлекали люди, живущие на самом пределе физических и эмоциональных сил, когда каждый миг наполнен до отказа, каждая минута проживается так, как будто она последняя.
    Легко представить себе состояние актера, когда из Ленинграда пришла телеграмма с приглашением на съемки фильма «Поднятая целина». Но встреча с режиссером картины А. Ивановым подействовала на Матвеева как ушат холодной воды. Ему предлагалась роль вовсе не Нагульного, а Давыдова. Актер испытал чувство стыда, горечи, состояние невосполнимой потери близкого, родного человека, с которым прожил свои лучшие годы. И все-таки Матвеев упросил режиссера хотя бы попробовать его в роли Нагульнова. Проба произвела на всех такое сильное впечатление, что сомнений ни у кого не оставалось: Матвеев – и есть Нагульнов. Так произошла встреча артиста и роли, которая стала не только одной из самых удачных, запоминающихся и лучших работ актера, но и подлинным событием в советском кинематографе, классикой отечественного кино.
    Макар Нагульнов предстал перед зрителями истинным «рыцарем революции». Это сгусток энергии, герой внебытовой. Для него любое действие – это фрагмент борьбы не на жизнь, а на смерть во имя революции. Гражданская война для него не кончилась, и в каждое дело, которое ему поручает партия, он бросается, как в бой, как в лихую конную атаку. Конечно, в нем есть и наив, и детское простодушие, но вместе с тем и бездна обаяния незаурядной личности.
    «Всем актерам и режиссерам необходимо проходить “чистку” классикой. Проверять себя – насколько “доросли” до нее». Это слова Евгения Матвеева. Сам же Евгений Семенович также прошел эту проверку. Во время съемок «Поднятой целины» режиссер М. Швейцер пригласил Евгения Матвеева на роль князя Нехлюдова в экранизацию романа Л.Н. Толстого «Воскресенье». Времени на плавное, неторопливое вхождение в образ не было. Совмещать обе работы было невероятно трудно, трудно даже физически, не говоря уже о том, что приходилось буквально на ходу превращаться из Нагульнова в Нехлюдова и наоборот. А героев более разных трудно себе представить. Нужно было, чтобы вся могучая эмоциональность актера «клокотала» лишь внутри у него и очень скупо, минимально, буквально по крохам выходила наружу. Нехлюдов – человек с сердцем, способный на душевные движения, и актерская индивидуальность Матвеева откликнулась на это, а роль принесла актеру колоссальный успех.
    Несмотря на успех в кинематографе, театр всегда оставался для Евгения Матвеева его любовью, его болью и его мечтой. Немыслимая работоспособность, буквально на пределе физических и душевных сил, с годами стала жизненным кредо Евгения Матвеева. Иначе он уже не мог. Трудно сказать, сколь долго Евгений Матвеев оставался бы «слугой двух господ» – кино и театра. Однако во время съемок «Поднятой целины» он упал с коня и повредил позвоночник. Серьезная болезнь надолго оторвала актера от любимого дела. На сцену он больше не вернулся.
    Долгие два года Евгений Матвеев был прикован к постели. Давно «тайно» заболевший режиссурой, он обложился книгами, занимался теорией режиссуры, мечтал о полноценной творческой работе, его «экраном» стал потолок, на котором он мысленно просматривал свои будущие фильмы. Искусство не позволяло ему поддаваться панике и унынию. Именно тогда он дал себе слово стать на ноги, и под натиском его воли к жизни и страсти к профессии болезнь отступила.
    Режиссерским дебютом Е.С. Матвеева стал фильм «Цыган», поставленный по повести А. Калинина. За внешне бесхитростном рассказом о добром, мужественном, не ожесточившемся душой кузнеце Будулае вставала живая человеческая судьба, в которой, как это часто бывает в жизни, горе и радость присутствовали не в равных пропорциях. С момента выхода фильма, где постановщик сыграл и главную роль, зрители принимают работы Матвеева-режиссера так же, как до этого принимали работы Матвеева-актера. В качестве режиссера он снял фильмы: «Цыган» (роль Будулая, 1967), «Почтовый роман» (роль Ковшова, 1969), «Особо важное задание» (роль Кириллова, 1980), «Бешеные деньги» (1981), «Победа» (роль Карпова, 1984), «Любовь земная» (роль Захара Дерюгина, 1974), «Судьба» (роль Захара Дерюгина, 1977), «Чаша терпения» (гл. роль). Среди его работ, снятых в 1990-х годах, – три фильма под общим названием «Любить по-русски».
    Как актер Е.С. Матвеев много и плодотворно снимался у других режиссеров: «Солдаты свободы» (Брежнев), «Укрощение огня» (Директор завода), «Сибирячка» (Добротин, 1972), «Ярость» (Гулявин), «И был вечер, и было утро» (Ярцев), «Смертный враг» (Арсений, 1971), «Фронт за линией фронта» (Секретарь обкома, 1977), «Фронт в тылу врага» (Секретарь обкома, 1981) и др.
    Замечательные актерские и режиссерские достижения Матвеева оцениваются по заслугам: зрители неоднократно называли его лучшим актером года; картина «Почтовый роман» получает приз IV Всесоюзного кинофестиваля как лучший историко-революционный фильм; дилогия «Любовь земная» и «Судьба» приносят Матвееву звание лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых; за исполнение главной роли в дилогии «Высокое звание» он становится обладателем золотой медали имени А.П. Довженко; за роль Пугачева в фильме «Емельян Пугачев» его признают лучшим исполнителем мужской роли на XVI Международном кинофестивале в Чехословакии; фильм «Победа» получает специальный приз Оргкомитета и Министерства обороны на XVIII Всесоюзном кинофестивале; за роль в фильме «Любить по-русски» Е .Матвеев удостоен приза за лучшую мужскую роль на XII Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Америки.
    Е.С. Матвеев был избран академиком Национальной академии кинематогарфических искусств и наук России.
    Еще одной стороной творческой жизни Евгения Матвеева была его педагогическая деятельность. В течение нескольких лет он был профессором Всесоюзного государственного института кинематографии, руководителем Азербайджанской актерской мастерской. Едва ли не самым ответственным временем в работе с будущими актерами Матвеев считал начальный этап, стадию первых упражнений и несложных этюдов. Поэтому, несмотря на огромную загруженность, все занятия неизменно проводил сам. Он учил своих студентов главному закону актерского искусства – внутреннему, целенаправленному, точному действию, через которое можно выразить задачу образа, индивидуальность персонажа, жанр произведения. Он не переставал напоминать, что творческая жизнь актера трудна, что профессия актера – это профессия увлеченных людей, это профессия музыкальная. «Мы с вами – чувство, солнце, слово, листья... Бриллиант в золотой оправе – вот что такое актер...»
    Особой сферой жизни Евгения Семеновича были творческие встречи со зрителями. К ним он относился очень серьезно и ответственно. Ездил по стране, читал отрывки из литературных произведений, играл сцены из фильмов и спектаклей, особенно любил слушать зрителей и отвечать на их вопросы.
    Е.С. Матвеев – народный артист СССР (1974), награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
    Главной целью Е. Матвеева в кино было воспеть русскую женщину, поставить ее на пьедестал, преклоняться перед женщиной, относиться к ней с благоговением, сделать так, чтобы мужчины всегда оберегали женщину, любили ее.
    Скончался 1 июня 2003 года.

      Источник: Международный Объединенный Биографический Центр



 
 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]