Борис Бабочкин фото галерея портрет коллаж крылатые фразы прикол юмор анекдот байки актерские байки криминал книги купить">

ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ


 

Борис Бабочкин



 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   
<a href=Борис Бабочкин" align="left" hspace="5" vspace="5" WIDTH="250" HEIGHT="336">

Велико счастье актера, создавшего образ, который стал неотъемлемой частицей духовной жизни народа, прошел с ним долгий путь борьбы и побед, воспитал не одно поколение советской молодежи. Такое счастье выпало на долю Бориса Андреевича Бабочкина - исполнителя роли Чапаева в прославленном фильме братьев Васильевых.

В чем же сила этого образа? Где надо искать разгадку его немеркнущей красоты и обаяния? Многих поражает простота, человечность Чапаева-Бабочкина. Но одного этого еще недостаточно.

Глубочайшее постижение артистом человеческой души, сочетание величия и благородства действий, мыслей, чувств героя, рожденных неповторимой революционной эпохой, с живой конкретной достоверностью характера и поведения - вот что, пожалуй, сделало образ Чапаева в исполнении Бабочкина явлением исключительным, классическим и бессмертным.

Долго и напряженно работал актер. Помимо обстоятельного знакомства с документами и материалами, помимо многочисленных встреч и бесед с бывшими бойцами чапаевской дивизии ему помогли воспоминания юности, когда он, шестнадцатилетний комсомолец, служил в рядах Первого Саратовского резервного полка. Обогатили Бабочкина и впечатления, полученные во время съемок картины. Экспедиция киностудии "Ленфильм" два лета провела в лагерях 48-й дивизии на Волге, и эти два лета стали, по словам актера, "богатейшим и основным материалом работы над ролью". Таким образом, сама жизнь, непосредственные впечатления действительности помогали рождению замечательного образа.

Чапаев Бабочкина завладевает вниманием зрителя сразу, с первой минуты своего появления на экране, и до последних кадров фильма заставляет напряженно следить за его судьбой, волноваться, переживать.

Определяя основную мысль, заложенную в образе Чапаева, Бабочкин писал: "В роли есть главное и единственное, что может и должен играть актер, есть точное "сквозное действие". Влияние нашей партии в лице Фурманова на партизанскую стихийность Чапаева - вот тема роли, давшая ей движение и динамичность. И это влияние партии хотелось показать просто, значительно и сильно".

Важнейшее место занимают в фильме две сцены столкновения Чапаева с Фурмановым - из-за коновала, которого Чапаев требовал "экзаменовать на доктора", и в школе после ареста Жихарева. В них особенно наглядно и убедительно проявляется роль Фурманова - мудрого и тактичного воспитателя, руководителя, организатора. В этих сценах раскрываются Бабочкиным многие черты характера Чапаева, на первый взгляд даже исключающие друг друга, - неожиданная вспыльчивость и быстрая отходчивость, большая тяга к знаниям и пренебрежение элементарной логикой, чрезмерная уверенность в себе и трогательное умение прислушиваться к другим. Актер показывает диалектическую сложность души своего героя. Ведь и, казалось бы, невежественное и нелепое требование экзаменовать коновала на доктора вызвано благородным желанием приобщить людей к науке, культуре. "Что ж уж вы не даете ни одному мужику на доктора выйти? Куда это годится!" - возмущается Чапаев. Подетски наивное заявление: "Я Чапаев! Ты понимаешь, что я Чапаев, а ты, ну кто ты такой?" - не столько проявление самовлюбленности героя, сколько его искренняя гордость, что он, рядовой русский крестьянин, стал боевым красным командиром. Тот же подтекст звучит и в ночном разговоре перед боем, когда Петька спрашивает Чапаева, сможет ли он командовать армией, фронтом, всеми армиями республики.

Истоки чапаевского поведения, чапаевской манеры говорить Бабочкин искал в народных традициях. Перебирая в памяти картины далекого детства, он вспоминал несколько подчеркнутые, исполненные пластической красоты жесты крестьян, их образный язык.

Рост самосознания героя хорошо передан актером в двух речах Чапаева. Трудно описать колоритную, в высшей степени самобытную речь партизанского командира на митинге в селе. Бабочкин подчеркивает ясность мысли героя, бытовые и несколько наивные интонации его речи, стремление словом воздействовать на чувства слушающих. В ином ключе решена актером речь Чапаева на поле боя. Здесь перед нами уже опытный и мудрый командир дивизии регулярной Красной Армии. Четко и уверенно, как команда, звучат суровые слова краткого, но емкого выступления Чапаева-Бабочкина.

Эпизоды - прощание с Фурмановым и последняя ночь перед гибелью-открывают новые грани характера Чапаева. Актер решает здесь образ в лирическом плане. Глубокое раздумье, широкая и задушевнаяm народная песня завладевают командиром. Незабываем крупный план Чапаева-Бабочкина, когда он молча, подперев рукой голову, полулежа слушает могучий хор своих товарищей.

В этой же сцене происходит знаменательный разговор Чапаева с Петькой и Анной о будущем. Бабочкин с удивительной простотой произносит большие слова о жизни и смерти, о том времени, когда "помирать не надо" будет. Мечты Чапаева о светлом и счастливом будущем в последнюю ночь перед гибелью поднимают эту сцену до вершин философского осмысления революционной борьбы народа. Устремленность в будущее - одно из замечательных качеств образа Чапаева, созданного Борисом Бабочкиным.

К созданию образа Чапаева Бабочкин пришел уже сформировавшимся опытным актером, за плечами которого было свыше 250 самых разнообразных ролей, сыгранных в театрах Ленинграда и Москвы, Воронежа и Костромы, Самарканда и Харбина, и несколько ролей в кино. Но именно роль Чапаева позволила ему раскрыть во всем блеске свой талант, выдвинула актера в число крупнейших мастеров советского искусства, принесла ему всенародное признание и славу. После "Чапаева" Бабочкин снимается еще в ряде фильмов. Среди его киноролей встречаются и такие, драматургия которых не позволила создать ему интересные и глубокие образы, но есть целый ряд значительных работ, занявших важное место в творчестве актера.

Борис Бабочкин - актер обостренного чувства правды. Едва уловимая фальшь выводит его из творческого состояния, как бы парализует его талант и вдохновение. Недаром еще в начале своей деятельности в кино он писал:

"Я понял, что спецификой киноактера, так же как и актера театрального, должна быть правда, активная, горячая, пристрастная правда, которая общественное настроение делает твоим личным, интимным настроением, та правда, в которой ты хочешь убедить других".

В картине режиссера Л. Арнштама "Друзья" - о борьбе Коммунистической партии за объединение в дружную братскую семью народов Северного Кавказа - Бабочкин сыграл роль большевика Алексея. Многими своими качествами Алексей напоминал Сергея Мироновича Кирова. В большинстве сцен фильма естественно и правдиво раскрывались замечательные черты этого пламенного революционера, коммуниста-ленинца. Бабочкин подчеркивает цельность натуры Алексея и его искреннюю заинтересованность во всем, что он делает. Это и рождает большую правду образа, достоверность всех его поступков.

Играя Огнева в фильме братьев Васильевых "Фронт" по одноименной пьесе А. Корнейчука, Борис Бабочкин подчеркнул в нем прежде всего настоящую талантливость, большой интеллект полководца-мыслителя. Даже в тех кадрах, где Огнев-Бабочкин не говорил, где мы просто видели его лицо, чувствовалось постоянное биение мысли этого очень умного и образованного человека.

Галлерея ярких бабочкинских образов в киноискусстве была бы неполной без интереснейшей работы актера в фильме "Родные поля", где он впервые выступил и в качестве кинорежиссера. В острых драматических ситуациях картина показывала жизнь деревни военных лет. Пожалуй, ни в одной из своих кинематографических ролей Бабочкин не уделил такого внимания острой внешней характерности, как в роли председателя колхоза Ивана Выборнова. Герой "Родных полей" - человек внешне медлительный, хмурый, постаревший раньше времени. Но за этим первым впечатлением вскоре угадывалась и его народная мудрость, и крестьянская хитреца, и, самое главное, патриотическая гордость советского человека, его самоотверженность.

Какие разнообразные характеры, непохожие друг на друга человеческие типы создал Бабочкин! И вместе с тем их роднит, объединяет общее и самое главное: все это образы замечательных советских людей. Работая над ними, актер вкладывал свое горячее сердце гражданина, свои патриотические чувства. Бабочкин кажется рожденным для таких ролей! Они ближе всего его творческой индивидуальности, его взглядам на задачи искусства. Помогают актеру и его великолепные природные данные: мужественное, волевое лицо, умный, проницательный взгляд, большое человеческое обаяние. Борису Бабочкину чуждо стремление к внешней трансформации. Его привлекает духовный мир человека, своеобразие его мыслей и чувств. И здесь нельзя не сказать еще об одном замечательном качестве таланта Бабочкина. В совершенстве владеет он сложным искусством слова. Редкая выразительность, естественность речи характеризуют его работу в кино, в театре и на радио. Вспомним удивительное по внутренней убежденности и впечатляемости бабочкинское чтение от автора в радиопостановке "Интернационал".

Рядом с уже названными работами Бориса Бабочкина в кино полной неожиданностью кажется великолепно созданный им образ поручика Молдавского в фильме братьев Васильевых "Оборона Царицына". Обаятельные, героические характеры наших современников и вдруг... надменный и циничный садист, самоуверенный и хладнокровный убийца. Как не похож даже внешне этот человек на других героев Бабочкина, хотя и здесь и там он играет почти без грима. Перед нами - лощеный щеголь с холодными, будто выцветшими глазами, резкими, нервными движениями, затянутый в начищенную до блеска кожу. Пренебрежительная гримаса не покидает его лица с узкой полоской усиков над верхней губой.

Образ Молдавского показал широту таланта Бабочкина, многообразие красок его актерской палитры и глубокое мастерство внутреннего перевоплощения.

Последнее время, увлеченный большой режиссерской и актерской работой в Государственном академическом Малом театре, Борис Андреевич редко снимается в кино. Об этом нельзя не пожалеть. Художник редкого дарования и выдающегося мастерства, он может обогатить советское киноискусство еще многими интересными образами.

Л. Парфенов "Актеры советского кино" Выпуск 1 (1964 год).

Крылатые фразы из фильма «Чапаев»

  • А впереди я - на белом коне!
  • Всё, что вы тут наговорили - это наплевать и растереть. А теперь слушай, что я говорить буду.
  • Тихо все!!! Чапай ДУМАТЬ будет!
  • На войне и поросенок — Божий дар.
  • Митька брат умирает — ухи просит.
  • Ты за большевиков али за коммунистов?
  • Белые пришли — грабють, красные пришли — тоже грабють. Ну куды крестьянину податься?

    Ссылки по теме:

  • Как они умерли (Борис Бабочкин)
  • Биография, Фильмография
  • Красный начдив (Сценарий в стихах)


  •  
    [Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]