ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ


 

Алексей Баталов



 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   
Алексей Баталов

Актер и режиссер Алексей Баталов пришел в кинематограф всего несколько лет назад. Но за эти немногие годы он стал не просто популярен среди миллионов зрителей - он заслужил их любовь, глубокое уважение и признание как художник, как интересный и своеобразный мастер.

Чем же заслужил он это признание? В чем раскрылось своеобразие творческой мысли актера и режиссера? И, наконец, что нового принес Баталов в молодое, но уже богатое традициями и возможностями киноискусство?

В память миллионов советских зрителей прочно вошли образы молодых героев кинофильмов, созданных советскими кинематографистами в 30-е и 40-е годы. В их делах и чувствах, стремлениях и сомнениях отразился пульс своего времени, и далекого и близкого нам. Это были простые, благородные, честные парни. Порой им не хватало знаний, и правильные ответы на ряд сложных жизненных проблем им подсказывала интуиция. Но все они обладали "ценнейшим непосредственным опытом строительства новой жизни", были полны энтузиазма и гордости, рожденной сознанием величия дел, совершаемых ими. Мы благодарны художникам, которые запечатлели облик наших отцов, братьев, заложивших основы новой жизни, создавших великое наше государство.

Шли годы, менялась страна. В рожденную этими людьми новую жизнь входили другие поколения молодежи - их младшие братья и сыновья. Много сложных и грозных событий предшествовало их зрелости. В них нужно было разобраться. Это рождало иные черты характера. Величественный союз труда и разума, свидетелями торжества которого они стали, также наложил отпечаток на облик новых хозяев страны.

И художник не имел права оставлять неизменным то, что меняла жизнь. Алексей Баталов был одним из первых актеров, который не только понял бесплодность повторений, но сумел найти средства и краски, чтобы в художественных образах отразить изменившийся облик молодого поколения, вступившего в жизнь в 50-е годы.

В 1954 году режиссер Иосиф Хейфиц пригласил молодого и тогда еще никому не известного актера на роль Алексея Журбина в фильме "Большая семья". Уже актерская проба показала, что Баталов перед киноаппаратом может быть простым, искренним, обаятельным. Он сумел сразу же найти скупые, но удивительно точные штрихи, которые позволили увидеть живой человеческий характер. Баталов был утвержден на роль.

Артист не стал лишь исполнителем режиссерских указаний, он стал его соавтором - качество, не столь уж часто встречающееся. Для Баталова было важно не только воспроизвести на экране достоверный облик, характер, привычки рядового рабочего паренька, но и увидеть самому и показать зрителю то новое, чем обладало поколение сверстников героя и самого артиста.

Драматургически роль Алексея не богата ни текстом, ни подтекстом. И все же актер сумел наделить этот образ многими живыми и яркими чертами. Вы видите, что за мягкостью отношений Алеши к окружающим его людям скрывается твердость моральных принципов рабочего человека, хорошо знающего, что он ищет, к чему стремится. Зритель видит, что непосредственность героя рождает его искренность, веру в людей - собственная чистота.

Трудная любовь Алексея Журбина была человечной и удивительно мудрой для юных лет героя. С тонким артистическим тактом силу любви своего героя Баталов спаял с глубокой верой в человека. И это было, пожалуй, самое трудное, самое сложное для молодого актера.

Будучи самым молодым представителем большой рабочей семьи, Алексей был прочно связан тесными, и не только родственными, узами со всеми ее членами. И в то же время он был отличен от них не только неповторимостью человеческого характера, но и той неповторимостью, которую время накладывает на каждое поколение.

Фильм "Большая семья" получил приз на международном кинофестивале в Венеции. Баталов, бесспорно, делил этот успех со всеми создателями картины. Его имя повторялось в рецензиях и, что еще важнее, его запомнили зрители.

Через два года после "Большой семьи" на экраны вышел фильм "Дело Румянцева". Алексей Журбин стал главным героем фильма. Правда, его звали теперь Сашей Румянцевым, и был он не рабочим судоверфи, а шофером.

Та же кепка, та же спадающая прядь волос, та же открытая и застенчивая улыбка и то же настойчивое упорство и стремление не казаться "героем" в глазах окружающих.

Фильм рассказывал о трудном испытании, выпавшем на долю неискушенного паренька, ставшего орудием темных махинаций шайки спекулянтов, о его борьбе за доброе имя и честь человека. И снова, но уже более мажорно, чем в предыдущем фильме, более широко звучит здесь тема о доверии человеку. Работая над ролью Румянцева, актер сознательно повторил характер Алексея. Но повторение это не было копией, эксплуатацией успеха прежней роли. Актер шел дальше - превращал пунктир в уверенную линию, обогащал образ новыми красками.

Его герой был ноэым не только для Баталова, но и для всего послевоенного советского кино. Именно он открыл галлерею образов молодого человека 50-х и 60-х годов, характерных простотой, стремлением к анализу окружающей жизни, цельностью, отнюдь не исключающей, однако, противоречивость поступков, свойственную молодости. Баталов сумел представить все эти качества обязательными и органичными для своего героя, В то же время актер сознательно лишает персонажи какой-либо позы, патетизма. Он снимает с них даже намек на исключительность, благодаря чему благородство, честность, принципиальность воспринимаются как естественная этическая норма их существования. Все сказанное в полной мере приложимо и к Владимиру Устименко - герою фильма "Дорогой мой человек".

Устименко похож на своих экранных предшественников - Алексея Журбина и Александра Румянцева. Пора юности, о которой рассказывали Хейфиц и Баталов в своих предыдущих работах, занимала в этом интересном фильме всего лишь несколько небольших начальных сцен. Роль Устименко Юрий Герман не случайно писал специально для Баталова. Писатель понимал, что природа актерского дарования Баталова позволит ему создать образ такого положительного героя, который, не выделяясь среди окружающих, тем не менее будет обладать притягательной силой нравственного обаяния.

Актер не обманул этих надежд. Баталов сумел просто и с глубоким уважением показать обычную жизнь рядового советского человека, наделенного глубоким пониманием смысла и ценности этой жизни, пронесшего через все годы верность идеалам своих юношеских лет.

Как и в прежних ролях, Баталов меньше всего стремится сделать своего героя "героическим". Наоборот, актер подчеркивает в Устименко обыденное: у него сутулая спина, тихий голос, усталые глаза. Но все это не мешает почувствовать глубину мужества, нравственной цельности человека - одного из тех миллионов, среди которых мы живем.

Зрителю знакомо великое множество персонажей, авторы которых изо всех сил старались сделать их "положительными". К сожалению, это далеко не всегда удавалось. А Баталов заставил зрителя твердо поверить в положительность своих героев. И не только потому, что он нашел в них более существенные черты, чем размах плеч и упругость походки, или начисто отбросил голубизну их опереточного лика. Актер рассматривал своего героя в сложной взаимосвязи его с другими персонажами, со всем, что составляет единое целое - произведение искусства.

Пожалуй, ии в одном из фильмов, в которых прежде участвовал Баталов, не было столь сложного сплетения судеб героев, как в фильме "Летят журавли". В нем актер сыграл небольшую роль Бориса Бороздина, которая привлекла его внимание особой чистотой этого образа. Сыграл интересно, свежо, талантливо.

Фильм обошел почти все экраны мира. Такой успех знали лишь немногие картины в истории кино. И этим во многом фильм обязан Баталову. Оценивая по-разному драматургию произведения, характер режиссерской трактовки отдельных сцен, критики сходились на том, что привычные сюжетные перипетии "треугольника" послужили здесь поводом для страстной борьбы за чистоту нравственного начала в человеке, за его идеалы, за не омраченную войнами жизнь человечества на земле. Алексей Баталов способствовал утверждению этой идеи фильма.

Но мне хотелось бы попутно подчеркнуть здесь одну частность, на которой критики не останавливались. В фильме сделан чрезвычайно слабый акцент на профессии Бориса Бороздина. Юноша может быть рабочим, может быть начинающим инженером. В мастерском рисунке своего современника Баталов сумел создать образ особой притягательной силы, чудесный сплав героя, который отвечает особенностям нашего времени. И еще одно важное обстоятельство - притягательность эта имеет совершенно ясную социальную окраску.

Это всегда человек не только своего времени, но и своей страны. Я сознательно не останавливаюсь подробно на роли Павла Власова, которую исполнял Баталов в третьей по счету экранизации горьковской "Матери" режиссера Марка Донского. Баталов добросовестно сыграл роль, но то новое, свое, интересное и неповторимое что он вносил в каждый из предыдущих образов, здесь ощущается, пожалуй, в меньшей степени.

Значительно более плодотворным оказалось обращение актера к другому литературному образу.

Одно из лучших произведений чеховской прозы - рассказ "Дама с собачкой" -давал возможность Баталову проникнуть в мир иных социальных условий, во внутренний мир людей иной эпохи, иной психологии.

Постепенно, от эпизода к эпизоду, все глубже заглядывает Баталов в душу своего героя, добираясь до его истинной сущности, задав ленной годами привычек, условностей, обстоятельств. Он раскрывает Гурова, неизвестного самому Гурову. Актер дал возможность отчетливо почувствовать не только внутреннее существо характера Гурова. Он сумел показать сквозь человеческую неповторимость этого образа его социальную характерность: Гуров способен и понимать и ощущать всю фальшь окружающего, всю никчемность своего внешне благополучного существования, но он совершенно неспособен что-либо изменить в этой жизни.

Вспомните только одну фразу в финале фильма и то, как ее произносит Баталов: "Мы что-нибудь придумаем, мы придумаем". В интонации героя - не только неспособность повернуть горестный ход событий, но и отсутствие желания попытаться найти какие-либо пути для этого. В тоне, каким Баталов произносит эти слова, пассивность, идущая не столько от врожденных особенностей характера, сколько от социальных условий существования.

Сложный контрапункт слов и чувств героя - пожалуй, самое трудное в актерском исполнении - сумел передать Баталов робкой улыбкой, словно чем-то сдавленной походкой, удивительно точным и скупым жестом.

Исполнение роли Гурова было большой принципиальной победой молодого актера, заставившей говорить о нем как о зрелом и разностороннем мастере.

Успех Баталова как актера был рожден глубоким пониманием того, что нес в себе образ в целом и каждая отдельная реплика, каждый поступок и жест героя.

Именно понимание сущности актерского творчества побудило Баталова вступить на страницах печати в спор с известным итальянским кинорежиссером Антониони, который полагает, что актер не должен анализировать, размышлять над своей ролью, ибо это якобы мешает непосредственности актерского исполнения, становится преградой на пути к успеху.

Все творчество Баталова (равно как и многих других актеров) является отрицанием принципов итальянского кинорежиссера. Основываясь на практике своей работы, Баталов и отвечат Антониони:

"Для современного искусства совершенно недостаточна просто непосредственность. Она уже сделала свое дело, и к ней привыкли так же, как к вычурности и к пафосу в другие времена. Нужна выдумка, и чем она будет острей, тем лучше . . ."

Своей последней работой - созданием образа ученого Гусева в фильме "9 дней одного года" - Баталов снимает любые сомнения в ценности мыслящего, анализирующего свое поведение актера.

Фильм Михаила Ромма - не о процессах физических открытий, а о людях, открывающих эти процессы. Почти все они физики. Но герои могли быть и не физиками. Характер человеческих взаимоотношений, мысли о сложном мире, в котором мы живем, - а это главное в картине, - могут принадлежать людям любого творческого труда.

Героя Баталова отличает в этой картине одержимость, рожденная ясным сознанием цели, к которой он стремится. Как и в других ролях, Баталову здесь отводится мало места для рассуждений. Но актеру удается каждый раз, в каждом эпизоде сделать зрителя своим союзником, и тот как бы договаривает за него мысли героя.

В каждом поступке Гусева - каким бы малозначительным он ни казался - актер старается донести мысль о высоком служении человека человечеству, за судьбы которого так остро ощущает свою ответственность этот молодой ученый.

Вы слышите мало слов, но накал человеческой страсти, глубоко запрятанный и сдерживаемый железной волей, передается зрителю в любой момент действия, позволяя ясней представить себе всю простоту величия и все величие простоты героя.

. . . Трудно определить меру сложности художественной задачи. Вероятно, лишь сам Баталов может сказать, что было труднее - воссоздать на экране чеховский образ или раскрыть философскую глубину гоголевской "Шинели". Экранизация этой повести - первая режиссерская работа Баталова.

Баталов нашел множество приемов воссоздания на экране далекого и горького мира. Но во всем этом множестве поразительных находок, в щедром рисунке исполнения ролей, в умело найденных мизансценах нет ничего лишнего. И в этом самоограничении - проявление истинного таланта.

За восемь лет работы в кино Баталов сыграл семь ролей и поставил один фильм. Не каждый актер познал радость стольких удач. Не каждому актеру выпало на долю так уверенно шагать вперед, накапливая мастерство и не зная провалов.

И. Кацев "Актеры советского кино" Выпуск 1 (1964 год).

Крылатые фразы из фильма «Москва слезам не верит»

  • А чего это вы в темноте сидите?
    - Мы? Телевизор смотрим.
  • Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора здесь проживает?
  • Для нее социальный статус человека выше, чем его... мой... личный статус.
    - Переведи.
  • Как там погода? - С утра шел дождь.
    - А что вообще в мире делается?
    - Стабильности нет. Террористы опять захватили самолет.
  • Наш человек!
  • Предлагаю дружить домами.
    - Согласен. Встречное предложение: дружить семьями.
  • Прекратите обниматься, вы что забыли, что находитесь в общественном месте!
  • У вас взгляд незамужней женщины.
    - А что, незамужние женщины смотрят как-то по-особенному?
    - Конечно. Они смотрят оценивающе. Так смотрят милиционеры, руководящие работники и незамужние женщины.

    Ссылки по теме:

  • Актерские байки (Алексей Баталов)
  • Биография, Фильмография


  •  
    [Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]