ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

Ольга Битюкова




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Ольга БитюковаОЛЬГА БИТЮКОВА

Казалось, все так надежно устроено в жизни молодой героини фильма «Люблю. Жду. Лена» ее заботливой мамой. Она постаралась дать дочке приличное образование, одеть ее по моде и подобрать ей соответствующего жениха: престижного, обеспеченного, обаятельного. Только дочь полюбила другого...
— Счастья надо добиваться самому,—размышляет Ольга Битюкова, исполнительница этой роли.— Моей героине стало страшно: неужели так ничего чудесного, неожиданного не будет в ее распланированной жизни?.. Но если верить в себя, жить предчувствием чуда, оно обязательно свершится. Лично я в этом убеждена.
Да, небольшая актерская биография Ольги Битюковой складывается пока в основном из «чудесных неожиданностей». Когда вдруг звонит телефон: «Алло, вас беспокоят с киностудии» или когда, скажем, после картины, где она сыграла эпизод, к ней подходит известный режиссер: «Мы ищем актрису на главную роль, приезжайте на кинопробы».
А началось все с того, что семиклассница Оля Битюкова сыграла одну из главных ролей в детской фантастической картине «Москва—Кассиопея». Хотя, пожалуй, все началось еще раньше—с того, что Ольга родилась в актерской семье (ее отец—актер Театра-студии киноактера Б. Битюков, сыгравший в свое время Ивана Земнухова в «Молодой гвардии» С. Герасимова, мать—актриса Ю. Бугаева, ставшая, кстати, в фильме «Люблю. Жду. Лена» и ее экранной мамой).
Дети, как правило, в своих играх подражают тем, кого любят. И Оля часто воображала себя актрисой. Однажды на концерте, где мама вместе с Сергеем Мартинсоном играла юмористическую сценку «Три обморока», девочка, сидевшая за кулисами, так увлеклась, что когда артисты закончили выступление, вышла и раскланялась вместе с ними перед развеселившейся публикой.
Когда же в четырнадцать лет Ольгу пригласили сниматься, она обрадовалась: наконец-то все будет по-настоящему. Все в самом деле оказалось настоящим: и актерские пробы, которые вместе с ней проходило около пятидесяти девочек, и белый космический комбинезон, который сшили специально для нее после утверждения на роль Вари Кутейщиковой и работа над ролью.
Режиссер Ричард Викторов не только терпеливо помогал юным исполнителям войти в непривычный мир, учил не отчаиваться, сосредоточиваться в любой, даже не самой благоприятной для творчества обстановке. Он стал учителем, чьи творческие и человеческие принципы служили потом каждому из юных участников съемок надежным и строгим ориентиром в жизни.
К общей радости ребят-актеров и ребят-зрителей, приключения героев картины «Москва — Кассиопея» были продолжены в фильме «Отроки во Вселенной». А когда съемки подошли к концу, «отроки» уже заканчивали школу и решали для себя вопрос: кем быть.
Казалось бы, ответ напрашивался сам собой, но расставаясь с нами, Ричард Николаевич говорил: «Если вы можете не быть актерами, то и не будьте ими. А уж если решитесь выбрать этот путь—дерзайте идите в вперед!»—вспоминает Ольга.
— Первая серьезная работа в кино заставила меня задуматься о многом. И я вдруг утратила ту детскую непосредственность, с которой когда-то раскланивалась перед зрителями за мамину работу. Взглянув на свои возможности самокритично, решила распрощаться с мечтой об актерстве и подала документы в институт легкой промышленности. Привлекала профессия художника-конструктора, ведь я любила рисовать...
О. Битюкова уже училась в институте, когда кино вдруг вновь послало ей свои «позывные»—и она сыграла небольшую роль легкомысленной Аллочки в детективе «Свидетельство о бедности». А затем последовали приглашения в телефильм «Каникулы Кроша», в картины «Последний шанс», «Ипподром», «Искушение», «Утренний обход», «Серебряное ревю», «Летаргия». Каждая из этих работ (независимо от ее объема и успеха фильма у публики, была для Ольги ступенькой в постижении актерского мастерства, ее «университетами», позволявшими по крупицам накапливать опыт.
На съемки частенько приходилось отпрашиваться с занятий. Так что ничего удивительного не было в том, что по окончании института легкой промышленности дипломантке Битюковой дали свободное распределение и пожелали дальнейших творческих успехов... на актерском поприще.
...После очаровательной героини фильма «Люблю. Жду. Лена», увлекающейся, ошибающейся, но все же нашедшей силы бороться за свою любовь, О. Битюкова получила возможность продолжить тему верности своему чувству в картине «Через все годы». Ее Васса Дружинина, девушка предвоенного поколения, олицетворяет чистоту, преданность, женское благородство. Она способна на волевой поступок, на большую жертву ради счастья и спокойствия своего любимого. Точно и органично вписалась обаятельная молодая актриса в картину, где рассказана история двух сердец, так и не получивших возможности соединиться из-за войны, оборвавшей жизнь героини.
После этой ленты О. Битюкова сыграла две непохожие друг на друга роли—взбалмошную, избалованную Юльку в фильме «Груз без маркировки» (Киевская киностудия) и замкнутую, ушедшую в себя дочь главного героя картины «Грубая посадка» («Узбекфильм»). А затем вновь вернулась к военной теме в ленте «По зову сердца», съемки которой идут сейчас на Киевской киностудии имени А. П. Довженко. Ей предстоит здесь прикоснуться к сложной драматической судьбе женщины—бойца роты противотанковой артиллерии.
Думается, актерская биография Ольги Битюковой вступает в новый этап. Популярность обязывает ко многому. Зритель ждет от актрисы интересных работ.


К.Ганелина

Журнал "Советский Экран" №14 июль 1985 года .



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]