ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

Елизавета Дедова




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Елизавета Дедова

Елизавета Дедова

 Украинская актриса Елизавета Дедова часто выступает в концертах с песнями собственного сочинения, аккомпанируя себе на гитаре. Проникновенные, тревожные и лиричные мотивы складывает она в свою мелодию, из впечатлений окружающей жизни рождается своя тема. Некогда начинающую артистку, автора и исполнителя «зонгов». вдохновил добрым напутствием Владимир Высоцкий. На студенческих фестивалях самодеятельной песни выступления Елизаветы Дедовой неоднократно отмечались дипломами.
Грациозную девушку с гитарой заметили и кинематографисты. Режиссер С. Клименко и оператор В. Рож-ко. тогда еще, правда, студенты кинофакультета Киевского государственного института театрального искусства имени И. Карпенко-Карого, доверили ей одну из центральных ролей в своей учебной работе «Венсере-мос». На межреспубликанском кинофестивале «Молодость-75» эта лента была удостоена приза ЦК ЛКСМ Украины, а юная непрофессиональная исполнительница, убедительно сыгравшая трагическую роль латиноамериканки Кристины, приглашена учиться в театральный институт, куда до этого трижды безуспешно поступала.
Все вроде бы складывалось, как мечталось. Педагоги открывали в способной, старательной ученице широкий диапазон актерских возможностей. Играла она самые разные роли: от гордой Марии Стюарт до милой, наивной Присеньки из комедии Г. Квитки-Основьяненко «Шельменко-денщик»». После получения диплома Дедову зачисляют в штат Киевской киностудии имени А. П. Довженко.
Молодая исполнительница появлялась на экране сельской школьницей («Земные и небесные приключения») и артисткой старого провинциального театра (телефильм «Сапоги всмятку»), гидом «Интуриста» («Такая теплая, такая поздняя осень») и женой пламенного революционера («Умри на коне»), наводчицей воровской шайки («Зона риска») и наследницей зажиточной буржуазной семьи («Тайны святого Юра»). Роли были различны по объему, по жанровому решению и смысловой нагрузке, но каждая помогала на практике познавать тонкости профессии.
Иэ всего, сыгранного Е. Дедовой в кино за пять лет после института, сама она отмечает прежде всего три роли: Стефу в «Тайнах святого Юра», Ирину Кабардину в «Преодолении» и Валерию в телефильме «Нежность к ревущему зверю».
Стефа и Ирина Кабардина—героини фильмов остросюжетных, решенных на материале бурных революционных лет. Характеры героинь, как и действие на экране, развивались стремительно. Стефа сбрасывала с себя оковы религиозных предрассудков, вставала на сторону людей, выступающих в сложное для Западной Украины время первой мировой войны против антинародной деятельности униатской церкви и буржуазного правительства. Молодая графиня Кабардина, полюбив чекиста, порывала со своим классом и приходила в революцию.
От начинающей актрисы потребовалась особая достоверность, чтобы психологически оправдать перемены в сознании своих героинь, поставленных перед проблемой выбора, проблемой пересмотра жизненных позиций. Ей нужно было вжиться в образы своих сверстниц начала века, почувствовать атмосферу ушедшей эпохи.
Лента «Нежность к ревущему зверю» позволила Е. Дедовой прикоснуться к драматической судьбе своей современницы—девушки, тяжко переживающей гибель жениха, летчика-испытателя, замкнувшейся в себе, но постепенно находящей силы выйти из-под власти тягостных дум.
Актриса говорит, что ее привлекают натуры сильные. решительные, способные на поступок, на жертву во имя высокой идеи или ради помощи ближнему. Однако ей интересен и иной тип людей, так сказать, с отрицательным зарядом. Такие, как Кэрол Мелкетт из спектакля Киевского театра-студии киноактера «Темное дело»5.— героиня устраивает свою деловую карьеру, спекулируя на чужом таланте. Или такие, как Инна из многосерийного телефильма «Зона риска»: хорошенькая, модно одетая девица—пособница банды жуликов. Играя этих «хищниц», исполнительница стремится показать, как привычка к потреблению незаработанных своим трудом материальных благ ведет к нарушению нравственных норм, к преступлению.
Один из источников познания глубин человеческого духа Е. Дедова видит в литературной классике. Не так давно она выступила на телевидении в числе авторов и исполнителей композиций «Картинки на балу» по М. Ю. Лермонтову и «Как хороши, как свежи были розы!» по И. С. Тургеневу.
Нет необходимости доказывать многогранность творческих пристрастий этой актрисы. Думается, что киноэкран еще познакомит нас с ней как исполнительницей песен и неоднократно подарит зрителю встречу с ее драматическим дарованием.

З.Фурманова

Журнал "Советский Экран " №12 июнь 1985 года



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]