ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

Александр Демьяненко «Процесс развития — вот что волнует меня как актера в образе»




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Александр ДемьяненкоАлександр Демьяненко

Чем вспоминаются нам фильмы былых лет? Иногда мы помним ленту от начала до конца, иногда её атмосферу, а чаще актерские работы, особенно такие характерные и типажные, как у Александра Демьяненко в картинах Л. Гайдая «Кавказская пленница», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Мы смотрели на экран и радовались, что киногероем стал милый, Застенчивый очкарик, как будто бы не актер вовсе, а один из тех, кто живет рядом с нами, ездят на том же троллейбусе на работу, ходят в те же магазины. В этом была его новизна и привлекательность. Шурик стал популярен, любим и узнаваем. А ведь эта работа не была для актера первой. Дебютом Демьяненко в кино стала роль Мити в фильме Алова и Наумова *Ветер*, и дебютом на редкость удачным. Митя -робкий, скромный мальчик, шел на смерть, чтобы помочь товарищам. И его подвиг, неожиданный для окружающих, был на самом деле не случаен, а предопределен внутренней логикой развитии характера. Эта работа заявила тему, ставшую в дальнейшем главной в творчестве актера. Он удивительно точно «вписался» во входящий тогда в моду типаж *негероического* героя — симпатичного, интеллигентного юноши в начале пути, идеалиста и мечтателя, за непритязательным обликом которого скрывается личность, еще не до конца раскрывшаяся, но обещающая стать интересной и яркой. Именно такими были его последующие роли в кино — Коля из «Кати-Катюши» и Генка из «Все начинается с дороги», Игорь из «Взрослых детей» и Дима из «Карьеры Димы Горина». И они были несомненно дороги актеру. Свидетельством тому его давние слова: «Процесс развития — вот что волнует меня как актера в образе. Процесс рождения плохого или хорошего. Я ищу в своих героях причины, ищу логики — зритель сегодня не хочет верить заранее заданным представлениям, Человек в становлении — вот тот единственным человек, которого я хотел бы играть». О каком развитии актер ведет речь? Развитие характера героя? Да. Так было при его работе над ролью Ивлева в картине «Мир входящему» — одной из лучших его ролей. Свежеиспеченный лейтенант, «чистенький» отутюженный, назубок знает устав и мечтает о ратных подвигах. Так же, как и другим героям Демьяненко, Ивлеву предстоит пройти свои университеты — он отправляется на фронт. Здесь, в «Мире входящему», тема «человека в становлении» зазвучала с подлинным драматизмом. Реальность, с ее кровью и потом, безжалостно разбивает эллюзорные представления героя о войне как о парадном, захватывающем действе. Ивлев проходит сложный путь, в процессе которого к нему на смену заученным формулам и схематизму приходит подлинное, выстраданное знание жизни.
Но есть еще один смысл слова «развитие». Демьяненко работает в кино не один десяток лет. За это время его герой «развился», стал внутренне сложнее. Исчезла заданное, фунициональность ролей, и стал приятным воспоминанием милый Шурик из «Операции «Ы». У актера появилось больше красок, когда создает он образы персонажей, положительных или отрицательных. В каждом из его героев чувствуется неповторимая судьба, даже тогда, когда Демьяненко играет всего лишь эпизод. Вспомним хотя бы Илью Сохатых из «Угрюм-реки», папу из ленты «Мой добрый папа» или отца Толи из «Снега на зеленом поле».
Вместе с героями развивается и сам актер. Ведь каждая последующая роль — это повод для размышления о жизни. А именно в размышлении происходит становление актера и оттачивание его мастерства. Скоро вы увидите Александра Демьяненко в картине киностудии «Ленфильм» «Эхо дальнего взрыва».

А.Городецкий

Журнал "Спутник Кинозрителя" июнь 1984 года .



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]