|
Критик, хорошо знающий лично заслуженного артиста Латвийской ССР Улдиса Думписа, так писал о нем: "Улдиса любят партнеры, режиссеры, операторы за скромную деловитость. Он никогда не капризничает, не усложняет прихотями и без того сложный процесс создания фильма..." А за что любим он зрителями - ив Латвии и по всей стране? Чтобы ответить исчерпывающе, надо рассказать о десятках его ролей в кино и в театре - Академическом театре драмы имени А. Упи-та. И, конечно, вглядеться в его лицо - со строгими, мужественными чертами, в его глаза, умеющие так посмотреть с экрана, что, кажется.- в самую душу к тебе заглянули. Его герой может быть весьма ироничным или простодушным, как Дид-знс в картине "Вей, ветерок!" по произведению Райниса - неожиданная, народным колоритом отмеченная роль после череды драматичных, суровых, психологически усложненных киноперсонажей Думписа. в фильмах "Заговор послов" (разведчик Эдуард Берзинь), "Тройная проверка" (Кра-узе), "Петере" (полковник Бриедис)... И все же - какова главная тема его творчества, заявленная и проявленная как во многих мастерски сыгранных эпизодах, так и в центральных ролях? Пожалуй, неприятие вещизма, мещанской ограниченности, меркантилизма... Он редко обличает эти черты публицистично или гротескно. Его актерское оружие - тонкая ирония, нюансы интонаций, мгновенно промелькнувшее выражение глаз. Именно этот "инструментарии o помог создать запомнившийся образ Ионаса в фильме "Обмен" (по мотивам повести Ю. Трифонова) - вроде бы обаятельного, порядочного человека, постепенно выявляющего внутреннюю душевную гниль, эгоизм под маской добропорядочности. И Эрик, герой комедии Яннса Стрейча "Лимузин цвета белой ночи", тоже поначалу не вызывает антипатии, хотя его "неожиданный" приезд из Риги к престарелой тетушке Мирте, выигравшей "Жигули", мы не восприняли как бескорыстный поступок. Эрик старательно помогает по хозяйству, словно бы искренен в своем стремлении облегчить тетушкину жизнь, однако душа его, в сущности, пуста, а помыслы мелки и корыстны, что и передает Думпис в присущей ему тонкой, точной манере сатирического "бытописательства". Он актер полутонов, он всегда как бы балансирует на грани жанров, он не любит выносить своим героям однозначных приговоров, а зрителям ненавязчиво помогает разобраться в человеческой природе киногероя. Это актер богатых, далеко еще не полностью раскрытых возможностей. В какой-то мере раскрытию этих возможностей будет способствовать его новая работа - роль Васариньша в фильме "Выстрел в лесу", который вы скоро сможете увидеть.
Ж.Брагинская "Спутник Кинозрителя" август (1984 год). |
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы] |