ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

Гульнара Дусматова




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Гульнара Дусматова

Гульнара Дусматова

 В героинях Гульнары Дусматовой подкупает какая-то особенная сосредоточенная красота ощущение цельности натуры, спокойное, уверенное чувство собственного достоинства.
...Она появилась семь лет назад в съемочной группе приключенческой ленты «Погоня в степи» — юную исполнительницу нашли в пионерском лагере. Познакомившись с Гулей Дус-матовой. одной из кандидаток на роль сироты Айгерим, спасающей красного командира, попавшего в басмаческую ловушку, авторы фильма решили сделать свою героиню гораздо моложе, чем в сценарии. Они поверили, что школьница из Алма-Аты. совсем еще девочка, сможет передать и отчаянную решительность Айгерим, и просыпающееся е героине трепетное чувство к человеку трудной революционной судьбы.
Гульнара. до этого пробовавшая свои актерские силы лишь в драмкружке Дворца пионеров, точно выполняла задания режиссера, естественно держалась перед объективом.
Тема верности, человеческого достоинства, неколебимости в достижении цели получила продолжение и в следующих работах Г. Дусматовой. Чувствуется, как внимательно всматривается она в облик своих сверстниц, играя и сестру милосердия 20-х годов, самоотверженно ведущую просветительную работу в глухих кишлаках («Красная юрта»»), и Лайло, бесстрашную девушку из горного селения, ставшую подругой и помощницей Андрея Храмова, замечательного спортсмена, изучающего в Средней Азии приемы национальной борьбы <«Непобедимый»), и свою современницу Акботу («Три дня праздника»).
Акбота. девушка из провинции, успевшая за три дня в Алма-Ате познакомиться и подружиться со множеством людей и для каждого нашедшая самые добрые, самые нужные слова, каждому подарила частицу сердечного тепла. Чуткость и отзывчивость Акботы заставляют многих— например, архитектора Мурата и его жену, закованных в броню отчужденности и эгоизма,— всерьез задуматься о своей жизни... Г.Дусматовой здесь почти ничего не приходилось придумывать, изображать— героиня была похожа на нее. ...Гульнара взрослела. После окончания школы получила приглашение стать диктором алма-атинского телевидения, одновременно начала учиться на филологическом факультете Казахского государственного университета имени С. Кирова. Взрослели и ее героини. Но по-прежнему их отличала гармоничность и естественность женственность, твердость духа и... какая-то девчоночья незащищенность, доверчивость.
Когда ее Саю из фильма «Искупи вину...» обманывает любимый, она, оскорбленная в своем человеческом достоинстве, отречется от него и решит вырастить сына самостоятельно. Гордо откажется она и от помощи старого Кожабека, отца своего возлюбленного, пытающегося загладить недостойный поступок сына.
Не меньшую твердость духа проявляет и Дария, героиня фильма «Человеческий фактор». Столкнувшись на своем предприятии с приписками и воровством, эта.молоденькая выпускница экономического техникума начнет непримиримую борьбу с теми, кто пытается обманывать государство, запускает руку в его карман. Г.Дусматова играет эту роль сдержанно. но глаза девушки передают и твердость духа, и светлый взгляд на жизнь, и ее искреннюю озабоченность проблемами далеко не личного характера. Перед исполнительницей стояла непростая задача не впасть в риторику или мелодраму, сделать образ живым и убедительным. Чтобы зритель понял, во имя чего героиня погибает, почему не отступает перед угрозами преступников...
За роль Дарий на XVIII Всесоюзном кинофестивале в Минске Гульнара Дусматова удостоена приза Государственного комитета по профессионально-техническому образованию. Актриса была взволнована, очень тронута этой наградой.
— Конечно, я склонна немного романтизировать своих героинь,— говорит Гульнара.— Но главным для меня остается их упорный характер, созидательный заряд, который они несут в себе. Вместе с ними я прохожу путь от наивного, беззаботного существования к осознанию себя личностью, к пониманию больших гражданственных задач стоящих перед каждым из нас. Рада, что кино подарило мне такую возможность.

П.Черняев

Журнал "Советский Экран " №24 декабрь 1985 года



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]