ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

Маргарита Павловна Егорова




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Маргарита ЕгороваМаргарита Павловна Егорова, "отличник кинематографии СССР", заслуженный работник культуры РСФСР.

   Когда-то на деньги, сэкономленные от школьных завтраков, Маргарита Егорова раз семь посмотрела с подругами "Кубанских казаков". Наверное, во всей Чухломе, небольшом старинном городке на севере Костромской области, не было более благодарных зрителей, чем эти девчонки. И знала ли одна из них, что работа с кинозрителями в родных местах станет ее будущей профессией, любимым делом?..
А началось все вроде бы совсем не так, как мечталось. Собиралась учиться на физмате, но закончила ленинградский кинотехникум. Работать хотелось в дальних краях, а приехала по распределению в родную Чухлому. И вот уже четверть века возглавляет районную дирекцию киносети. Здесь награждена медалями, знаком «Отличник кинематографии СССР», удостоена звания заслуженного работника культуры РСФСР. Здесь выросли дети. Дочь учится в Ленинградском институте киноинженеров.
Сейчас Маргарита Павловна с улыбкой вспоминает свои первые шаги на новом поприще. Но даже из скупых ее рассказов ясно, как было трудно молодому, неопытному специалисту. Когда знакомилась с районными киноустановками, приходилось до полусотни километров пешком преодолевать. Да еще по весенней распутице. А обойдя все, поняла: работа здесь запущена, многие киномеханики плохо знают свое дело, а иные просто не любят его. А потому и зрителей, особенно сельских, в кино, как говорится, на аркане не затащишь. И вот выпускница сама встала к кинопроекторам и мало-помалу с каждым киномехаником прошла курс заново. На деле показала, как можно и надо работать. Дома ее не видели неделями, как отчаивалась и плакала порой, тоже мало кто знал, но результатов к следующей весне добилась. План перевыполнили.
Рядом с настойчивой Егоровой лентяи и разгильдяи не уживались. Киномеханиками остались работать лишь те, кто способен был трудиться по-настоящему, творчески. А когда Чухломскии район объединили с Судейским, появился «новый фронт» работ—передовиков прикрепляй к отстающим, веди экономическую учебу, показывай лучшие приемы, беседуй, убеждай... А потом в села пришло телевидение. Радость, конечно, она и сама первое время от голубого экрана не отходила, а план-то по кинообслуживанию надо выполнять! Тогда даже у лучшего киномеханика в районе Ивана Андреевича Спиридонова не все ладно было. Но преодолели и это...
В напористости и инициативности Егоровой не откажешь. Скажите, часто вам приходилось встречать людей, благодаря которым снят фильм об их родном городе? Чухломе вскоре должно было исполниться 600 лет, самое бы время снять документальную ленту, рассуждала она. но многие сопротивлялись, что тут показывать-то? И тогда она рассказала о старинных улочках, о прекрасном озере, об усадьбе поэта-декабриста Катенина, о местных песнях и танцах, о людях, живущих здесь. Убедила-таки. Увидели в ее рассказе ленинградские кинематографисты фильм, а теперь «Чухломскую кадриль» смотрят во многих странах мира.
А как быть с такой ситуацией? Посмотрели, скажем, зрители вечером в кинотеатре фильм, а утром ей претензии предъявляют: не понравился. В глазах земляков именно Егорова полномочный представитель киноиндустрии страны, так сказать, самый близкий. А она из этого извлекала для себя уроки: «не то показала», «не помогла понять». И потому стала делать особый упор на информационные киносеансы, кинопанорамы, кинофестивали, содействовала организации кинолекториев, киноклубов. Подготовленный зритель — значит зритель более грамотный и заинтересованный, а потому и более активный.
Творческое отношение к делу характерно стремлением не стоять на месте, постоянным поиском новых форм и методов работы. Все это отличает Маргариту Павловну Егорову. Как заинтересовать людей?—такой вопрос, кажется, она задает себе постоянно.. И ежедневно отвечает на него.
В год 60-летия образования СССР в районе было проведено немало вечеров, посвященных известным кинематографистам. Готовя премьеру фильма «Особо важное задание», в котором рассказывается о создателях самолетов-штурмовиков, М. Егорова пригласила на встречу со зрителями Н.С.Яблокову, которая в годы войны была воздушным стрелком, М. Ф. Арсенову, воевавшую в орудийном расчете, Е. Н. Боровскую, возглавлявшую в годы войны тракторную бригаду. Они как бы представили ленту собравшимся, и земляки, узнавшие об их героической жизни, ближе восприняли произведение экрана. Перед демонстрацией «Освобождения» на сцену поднимались фронтовики, воевавшие за освобождение Чехословакии, Польши, дошедшие до Берлина, а на премьере «Надежды и опоры» зрители с интересом слушали председателя колхоза «Россия» А. К. Маль-коеа и секретаря партийной организации Н. М. Касаткина, рассказавших о делах и заботах хозяйства.
В районе постоянно изыскиваются новые формы пропаганды киноискусства. Во всех школах работают киноклубы—«Закон и подросток», «Земля моя—любовь моя», «Хочу все знать», «Факел», «Аленушка», «Горизонты Нечерноземья». Для будущих воинов при райкоме комсомола и райвоенкомате открыт киноклуб «Защитники Отечества». Печатаются рекламные объявления, с репертуаром месяца знакомит районная газета, кассиры устраивают предварительную продажу билетов на предприятиях. Это приносит свои плоды, число посещений кинотеатров год от года растет. А картины «Москва слезам не верит», «Экипаж», «Мужики!..» стали своеобразными «рекордсменами» — их посмотрело зрителей вдвое больше того, что предусмотрено планом.
Чухломские подростки часто обнаруживают в своих почтовых ящиках красочно оформленные приглашения на традиционную Неделю детского фильма, кинопрограммы каникул и праздников. А взрослым жителям города и района с недавнего времени стали приходить «срочные телеграммы»: «Всем! Всем! Всем кинозрителям! Уважаемые товарищи! Смотрите...» Получив такое послание, трудно удержаться, чтобы не пойти в кино.
Маргарита Павловна чутко перенимает все прогрессивное в опыте коллег. Так, из Макарьевской дирекции киносети пришел в Чухломскии район почин устраивать для передовиков сельского хозяйства просмотры лучших фильмов месяца по специальным абонементам. Для этого достаточно за полчаса до начала сеанса согласовать с киномехаником нужное количество мест, и маленький праздник семье труженика обеспечен.
С прошлой осени в Костромской области работает лекторий «Кино и время». Состоялись встречи с актерами Михаилом Пуговкиным и Инной Макаровой, киноведом Марком Кушнировичем, режиссером Александром Итыгиловым, другими деятелями кинематографа. И здесь Маргарите Павловне пришлось поначалу бороться за зрителя, пропагандировать новую форму работы. Но теперь, выходя на сцену, чтобы представить гостей, она видит: недоверие преодолено, на смену ему пришло радостное ожидание интересной встречи. Как важно не обмануть его...
.

Н.Катаева, Журнал "Советский Экран" №9 май 1984 года .



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]