ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ


 

Николай Губенко



 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   
Николай Губенко

   У Николая Губенко немало профессий. Он актер кино и театра, режиссер и сценарист. Пожалуй, вернее было бы сказать: он автор. Своих ролей. Своих фильмов. Во всем, что создано им, будь то роли Печорина или Пугачева в театре на Таганке, будь то экранные образы директора автозавода Зворыкина, военачальника Блюхера, простого парня с заставы Ильича - Коли Фокина, будь то поставленные им фильмы "Пришел солдат с фронта", "Подранки", "Из жизни отдыхающих", неважно, присутствует ли он сам на экране как актер или остается за кадром только лишь в режиссерском качестве, он неизменно предстает как автор, мы угадываем его человеческий характер, его личность. Фильм "Мне двадцать лет", вместе с которым Николай Губенко входил в кино, был не просто одной из картин текущего репертуара и даже не просто талантливой картиной - это был фильм поколения. Его герои не совершали никаких героических поступков, не оказывались в исключительных обстоятельствах - жизнь ставила перед каждым из них те же будничные задачи, вопросы, проблемы, что и перед любым из их сверстников. Но и в этом, будничном, герой Николая Губенко и его друзья постигали сложность непростых нравственных вопросов, от которых нельзя было уйти: ибо в любой, даже банальной житейской сиуации можно повести себя честно и бесчестно, смалодушничать и набраться решимости, оказаться обывателем или гражданином. Герой Губенко не бравировал отвагой, не выставлял напоказ свою принципиальность, презрение к подлости: это были его органические свойства, иначе он поступать не мог. Среди актерских работ Губенко немало и образов острохарактерных: он играл и распоясавшегося хама, и лихого жулика, и одесского бандита, и лошадиного барышника - каждый из этих персонажей отличался сочностью, яркостью, в них чувствовалось и безобразие и незаурядность натуры, и человеческая широта и душевная ограниченность. А сколько доброго юмора в сыгранном им Сергее Уварове, муже главной героини фильма Глеба Панфилова "Прошу слова". Поглощенный своей работой футбольного тренера, он, естественно, не забывает и об обязанностях главы семьи, вникает в заботы жены, избранной председателем горсовета, сочувствует ее мечтам о переустройстве родного города, хотя, конечно же, понимает, что ничего более важного, чем футбол, в мире ' не было и не будет.

   Окончив ВГИК во второй раз, уже как режиссер, Губенко не сразу нащупал свой путь в новой профессии. Его "Пришел солдат с фронта" отличался суровостью и лиризмом, вниманием к простым движениям человеческой души, состраданием к чужой боли, а в "Если хочешь быть счастливым" неожиданно проступила высокопарность, поучающая интонация. Обретение своего голоса пришло вместе с фильмом "Подранки", где Губенко обратился к воспоминаниям своего детства - трудного, голодного, послевоенного. В этом фильме было много горечи, боли, но еще больше - огромной человеческой доброты, благодарности людям. Его герои неказисты на вид, на каждом из них война оставила свой калечащий след, у кого на теле, а у кого и в душе, но все равно, при всех их чудачествах, недалекости или даже душевной очерствелости, это люди, отдавшие осиротевшим детям все, что могли - рады бы больше, да неоткуда было взять. И потому, как ни трудны для автора воспоминания о детстве, они полны света, тепла, счастья. В своих фильмах Губенко не раз выступал и как актер: впрочем, если поначалу он брал себе в них главные роли (бывший фронтовик, тракторист Николай Максимович в "Пришел солдат с фронта"; вертолетчик Андрей Родионов в "Если хочешь быть счастливым"), то в "Подранках" роль его по объему совсем невелика, хотя, как оказывается, очень существенна, а в последних своих картинах он и вовсе не появляется на экране.

   Воспитателю Криворучко, которого Губенко играет в "Подранках", дано навлечь на себя весь пыл ненависти юного героя фильма. Может быть, он плохой человек! Нет. По тому, как больно он переживает собственную грубость, по его обожженным рукам, которые мы впервые увидим без черных перчаток, станет ясно, как больно и по нему ударила война, что и сем он из той же породы "подранков".

   Последовавший за "Подранками" фильм "Из жизни отдыхающих" сделан в том же стилистическом ключе. В нем много точных жизненных штрихов, ярких подробностей, сочных характеров, надолго запоминающихся, хотя иные персонажи лишь эпизодически появляются на экране. В нем чувствуется та же интонация тепла, доброты, нежности к своим героям.

   Вскоре зрителям предстоит познакомиться с новой работой Николая Губенко - фильмом "И жизнь, и слезы, и любовь". Его действие происходит в доме для престарелых, куда приехала на работу молодой врач Варвара Волошина {ее играет Жанна Болотова}. В лирической интонации этой картины, ее теплоте, юморе, режиссерской изобретательности узнается авторский голос Николая Губенко, уже привычно знакомый и по прежним его фильмам.

А. Липков "Спутник Кинозрителя" Август (1984 год).

Ссылки по теме:

  • Биография, Фильмография


  •  
    [Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]