ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

Тихон Хренников




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Тихон ХренниковТихон Хренников

 Есть мелодии, близкие людям разных поколений. Для одних они стали постоянными и верными спутниками жизни, к другим—нашим детям и внукам — эти мелодии приходят, преодолевая расстояние времени и капризы изменчивой моды, приходят, чтобы остаться...
Это счастливые, дорогие сердцу композиторские находки! Едва услышав первые вступительные фразы — «Хорошо на московском просторе», «Что так сердце...» или «Есть на севере хороший городок,..»,— сразу вспоминаешь светлую, ясную и радостную музыку Тихона Николаевича Хренникова — прославленного мастера, Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий. В этой простоте и ясности, думается, и заключен секрет необыкновенной популярности созданных композитором произведений. Они запоминаются сразу и надолго— значит, выражают в себе какие-то главные, ведущие особенности мировосприятия советского человека.
В кино Тихон Хренников пришел уже вполне сформировавшимся композитором— на его счету была музыка к спектаклю «Много шума из ничего», быстро ставшая популярной. Кинематографисты сумели по достоинству оценить яркую, зрелищную образность и запоминающуюся мелодичность его произведений.
Т. Хренникову довелось работать с видными мастерами кино. Он стал автором музыки озвученного варианта фильма Всеволода Пудовкина «Мать» — классического произведения советского киноискусства. Обращаясь к композитору, кинематографисты знают: если музыку напишет Хренников, будущий фильм приобретет новые, особенные краски. Песня под гитару и оркестр — все зазвучит в полный голос, и мелодии — главная и вечная принадлежность музыки—запомнятся, их запоют.
Песня — пожалуй, самый популярный и любимый музыкальный жанр в кино. Песни Т. Хренникова из фильмов «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Поезд идет на восток», «Гусарская баллада», «Верные друзья» (я называю лишь немногие!) с необыкновенной точностью и лаконизмом выражали приметы времени, ярко и полно раскрывали характеры героев картин, неся на себе, таким образом, немалую драматургическую, смысловую нагрузку, и в то же время соответствовали актерским индивидуальностям исполнителей.
Особенно последовательно это качество киномузыки Т. Хренникова проявилось, на мой взгляд, в великолепной по мысли и по чувству стиля музыкальной комедии Ивана Пырьева «Свинарка и пастух», где песни-характеристики мастерски, с искренним увлечением исполняли Марина Ладынина, Николай Крючков, Петр Алейников, Владимир Зельдин. Для каждого героя фильма, заслуженно пользующегося и по сей день любовью и признательностью зрителей, композитор сочинил свою музыкальную тему, которая развивала тему драматургическую, точно соответствовала актерскому образу, а порой и дополняла его. Кто не помнит, как проникновенно звучит в картине «Песня о Москве» в исполнении М.Ладыниной! В финале фильма эта мелодия как бы преображается, приобретает характер бодрого, оптимистичного марша, буквально заполняющего все звуковое пространство картины. Так музыкальная тема героини, взламывая, нарушая узкие жанровые рамки, становится лейтмотивом всего произведения. Так композитор от частной задачи переходит к общей, от лирической интонации — к ярким, мажорным краскам, помогающим ему раскрыть большие патриотические идеи произведения.
В содружестве Тихона Хренникова с Иваном Пырьевым в нашем кино родился совершенно оригинальный жанр народной музыкальной комедии, умеющей говорить о самом серьезном и важном в привлекательной, сочной, простой форме. Музыка в этих фильмах, подаривших искусству немало песенных шедевров, была жизнерадостной, оптимистичной, отличалась необыкновенно нарядной оркестровкой. Тихон Хренников работает интенсивно и многопланово. Его отличает широта творческого диапазона; высокий профессионализм, глубина и оригинальность музыкального мышления. Он автор известных симфоний, инструментальных концертов, на сценах советских и зарубежных театров е успехом идут его оперы и балеты. Любителей музыки ждет встреча с его новым произведением — комической оперой «Доротея». А совсем недавно в Большом зале Московской консерватории состоялась премьера Третьего концерта для фортепьяно с оркестром. Сольную партию сыграл автор.
В дни юбилея замечательного композитора хотел бы пожелать ему больших творческих успехов, неутомимых поисков и радостных открытий.

Андрей Петров,
Композитор, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР

Фото М.Инсарова

Журнал "Советский Экран" №12 июнь 1983 года .



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]