ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

Арво Кукумяги




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Арво КукумягиАРВО КУКУМЯГИ : "Испытание Кукемери "

Фильм «Что посеешь...» дважды упомянут в решении фестивального жюри: приза за режиссерский дебют удостоен Пвэтер Симм, призом за лучшее исполнение мужской роли награжден Арво Кукумяги. Двойной успех, выпавший на долю картины, еще раз подтвердил плодотворность творческого содружества молодых художников.
— Нет, никаких счастливых совпадений, случайностей не было. И мы не на улице нашли Арво, когда искали в 1978
году актера на роль подростка в новелле «-Татуировка» для молодежного альманаха «Гаданье на ромашке»»,—рассказывает Пвэтер Симм.—Мы оба тогда только-только начинали, я снимал вги-ковский диплом и вряд ли отважился бы на поиск непрофессионала. Арво Кукумяги было тогда 18 лет, он учился на факультете сценического мастерства в Госконсерватории ЭССР и закончил первый курс. Он показался мне достаточно пластичным, чтобы сыграть 14-летнего мальчишку, переживающего . первое увлечение и отваживающегося на бунт против сонной среды поселка Так началось наше знакомство, наша дружба.
С Арво интересно работать, он не просто выполняет режиссерские указания, но и сам полон творческой инициативы. Я ощущал в нем единомышленника, соавтора фильма. Это актер, который любит поиск, он всегда недоволен собою, предлагает все новые и новые решения. К тому же он прекрасно чувствует партнера. Когда на площадке играют Арво Кукумяги и Тыну Карк, кажется, что между ними возниквет некое невидимое глазу лоле. распространяющее творческую энергию. Эта энергия заражает остальных, и съемочная группа начинает работать на редкость слаженно.
Фильм «Что посеешь...» рассказывает о людях эстонской деревни в сложные послевоенные годы. Это было время, когда складывались новые отношения между людьми, шли непростые процессы роста нового общества. Молодой уполномоченный по севу Майт Кукеме-ри, роль которого исполнил А. Кукумяги.
приехал в колхоз без намерения задержаться здесь надолго, не собираясь глубоко вникать в заботы хлеборобов. Он хочет одного—провести посевную и отбыть в город, поступать в университет. А пока по-мальчишески гоняет мяч и досадует на медлительного, как ему кажется, председателя.
— Когда мы приступали к съемкам фильма,—говорит Пезтер Симм,— именно Кукумяги настоял на том, чтобы его герой увлекался спортом, например, футболом. «Вот увидишь,—убеждал меня он.—из этого получится рефрен фильма». И действительно, этот штрих оказался чрезвычайно убедительным и важным.
Для Майта Кукемери, прожившего месяц не просто рядом, но вместе с колхозниками, разделившего их заботы, радости и трудности, мир постепенно начинает обретать многомерность, а жизнь—те нравственные ориентиры, которые помогут ему стать человеком неравнодушным, мужественным, бескомпромиссным.
— Арво Кукумяги и Пеэтер Симм и на свет еще не родились, когда я был свидетелем того времени, которое изображается в фильме «Что посеешь...».—рассказывает народный артист ЭССР режиссер Калье Кийск — И меня поразило, как точно молодым кинематографистам, моим коллегам, удалось раскрыть главное—дух того времени. А оно было суровым. Обстоятельства требовали повышенной человечности, обостренной совести. Именно это показано в фильме. Герой сталкивается с новой мерой ответственности, с такими гранями добра и зла, которые застав-
ляют его пересмотреть собственные поступки и представления в этом сложном мире.
Я работал с Арво, когда снимал «Лесные фиалки». Он играл роль Тыну, связного банды «лесных братьев», не сумевшего справиться с внутренними противоречиями и покончившего с собой. Образ Тыну драматичен, возможно, трагичен, он воплощает искания и ошибки человека, запутавшегося на путях истории. Роль трудная. Но молодой актер не просто справился с нею, а сыграл ее, на мой взгляд, блестяще. Его реакции на предлагаемые обстоятельства порою неожиданны, но всегда очень точны. У него чуткая совесть, и он предельно искренен в изображении тех непростых нравственных испытаний, которые выпадвют на долю его героев. Думается, что и черты национального характера он передает интересно и верно.
Пеэтер Симм так заключает свой рассказ об А. Кукумяги:
— Недавно я пригласил Арво сниматься в моем новом фильме—картине для детей под названием «Арабелла, дочь разбойника». Он будет играть новый для себя образ. Острохарактерный. Разбойника, «идеолога» грабежа и насилия, серого человека с серыми мыслями. И с золотым торчащим зубом—в нем блеснет только этот зуб, больше ничего. Надеюсь, что новая работа актера, которому предстоит явиться в столь несимпатичном обличье, окажется по-своему яркой, а значит, в конечном счете она послужит делу воспитания юных зрителей.

Т.Эльманович

Журнал "Советский Экран" №12 июнь 1982 года .



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]