ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

Аквелина Ливмане




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Аквелина ЛивманеАКВЕЛИНА ЛИВМАНЕ : "Стремление к счастью "

...Казалось счастье обходит Маргариту Апеле стороной: ей уже тридцать, подруги замужем, у них дети, а она одинока. Но вот любовь вошла и в ее жизнь. Однако безоблачная радость оказалась недолгой: в том нравственном выборе, который пришлось сделать Маргарите, она предпочла поступиться личным счастьем.
Фильм «Пожелай мне нелетной погоды», поставленный режиссером В. Брасла (сценарий Г. Кановичуса и И. Фридбергаса), привлек интерес и внимание зрителей прежде всего образом глав ной героин. Роль Маргариты Апеле сыграла молодая латвийская актриса Аквелина Ливмане, создав характер, в котором лиричность, обаяние женственности сочетались с твердостью духа, гордым человеческим достоинством.
А совсем недавно на экраны вышла новая картина, поставленная на студии «Молдовафильм» режиссером В.Дербеневым,—экранизация знаменитого романа У. Коллинза «Женщина в бе лом». Актриса исполнила здесь роль Мэриан Хелком—строгой, волевой, внешне холодной и замкнутой женщины, беспредельно преданной своей юной сводной сестре, ставшей жертвой преступного заговора.
Аквелина Ливмвне работает в Летвийском академическом художественном театре имени Я. Райниса. Играет в пьесах Горького, Ибсена, Олби. Ее творческий почерк характеризуют в первую оче редь простота, строгость и вдумчивость в отборе красок—стремление к предельной ясности.
— Моя первая крупная роль на экране,—говорит А. Ливмане.— Анита в фильме Айвара Фрейманиса "Яблоко в реке». Этот режиссер—известный латвийский документалист, и его фильм явился своеобразным экспериментом в соединении игрового и документального кино Когда в Риге собирались строить мост через Даугаву, должны были затопить один из небольших островов. Судьба обитателей этого острова—он назывался Заячий—была положена в основу сюжета. И вот в эту вполне реальную ситуацию режиссер ввел двух актеров — Ивара Калныня и меня. Мы играли историю знакомства, любви и разрыва наших героев среди подлинных обитателей Заячьего острова. Задача была непростой еще и потому, что диалоги не были написаны, их приходилось импровизировать прямо перед камерой — заранее определялось лишь общее смысловое направление. Я не решаюсь давать оценку своему участию в фильме, но сам процесс работы был для меня очень интересен и поучителен.
— Как вы решили стать актрисой?—Аквелина Ливмане улыбается и рассказывает, что думала об этом с детства.
— Хотя мечтать о сцене или экране было как-то и страшно и неловко: кругом ведь столько красивых, уверенных в себе девочек! И все-таки желание стать актрисой все более крепло. В год, когда я окончила школу, приема на актерский факультет в Рижской консерватории не было Я пошла в Политехнический институт, на архитектурный, училась там два года, а одновременно занималась в самодеятельной актерской студии. Ну, а потом поступила на актерский факультет Рижской консерватории.
— И в фильме «Яблоко в реке», и в «Ночи без птиц», и в картине «Пожелей мне нелетной погоды» вы создали образы молодых наших современниц. Этих достаточно непохожих героинь объединяет одно общее стремление—стремление к счастью... — Да, в одной статье моих героинь назвали «упрямыми оптимистками». Я тогда оглянулась на все сделанное и с удивлением обнаружила, что. пожалуй, действительно так: это и сильные и волевые натуры. Такова и Паула из «Ночи без птиц» Г. Цилинского и Рита из «Пожелай мне нелетной погоды». Они хотят построить свое счастье самостоятельно и только такое, какое сами себе представляют. Я много встречала в жизни людей, которые упорно, настойчиво, целеустремленно строили свое счастье. В этом нет ничего зазорного. Но по-человечески мне ближе люди просто добрые, просто отзывчивые. Поэтому в Рите для меня дороже ее способность пожертвовать своим счастьем для других—для осиротевших детей.
— Так, значит, в своих героинях вы не все одобряете?
— Прежде всего я их очень люблю Может быть, я и сама когда-то хотела быть такой же уверенной в себе, как они. Я ведь тоже оптимистка. Благодаря кино я хотя бы ненадолго становилась такой, какой никогда не была в жизни. А вот позже я стала мечтать о других героинях. Мое уважение всегда'вызывают те, кто умеет быть счастливым в жизни пусть на небольшом, -невысоком» в чьих-то глазах месте, кто делает свое дело, отдавая этому страсть и душу Воплощение такого характера сегодня, по-моему, очень важно для искусства.
— Какую же роль, у какого режиссера вы хотели бы сыграть?
— Сложно ответить. Я хочу не у кого-то сыграть или не сыграть—я просто хочу играть. Я люблю кино и мечтаю сделать что-то стоящее, серьезное. Будет это большая роль или маленькая—не столь уж важно. Конечно, мне хотелось бы. чтобы она отвечала той теме, о которой я говорила.
...Мы заканчиааем наш разговор. Я выхожу на улицу и адруг понимаю, в чем секрет обаяния и изящества Аквелины Ливмане: она очень «рижская» актриса — как Рига, приветливая и искренняя, спокойная и задумчивая.

Беседу вёл Д.Попов
Фото Николая Гнисюка

Журнал "Советский Экран" №11 июнь 1982 года .



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]