ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

Людмила Максакова




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Людмила МаксаковаЛюдмила Максакова

Максакова сыграла в кино три раза. Много это или мало? Искусство невозможно свести к арифметике. Важно то, что раскрыла в своих ролях актриса, какие грани своего даровании, какие характеры.
Вот Нина, героиня «Жили-были старик со старухой», молодая женщина, взбалмошная и ищущая, потерпевшая крушение и, несмотря на это, отстаивающая право жить так, как она считает нужным.
Вот Таня Огнева из «Татьяни-ного дня» — одна из первых наших комсомолок, полная предчувствия новой жизни и готовая отдать за эту жизнь свою. В этом характере сочетаются как будто несоединимые крайности — темперамент политического бойца и девичья наивность, какая-то первозданная доверчивость и прямота.
Еще один образ Людмилы Максаковой — Софи Краузе из «Конца «Сатурна». Радистка фашистского разведывательного центра полна смутных тревог, предчувствий, моральных мучении. Полюбив человека, которого она не имеет права любить, она находит в себе силы переступить через все, что ее сковывает, во имя этой любви.
Что общего в трех героинях? Почти ничего. И Людмила Максакова играет их каждый раз по-новому, создавая при этом яркий, запоминающийся образ. Казалось бы, из роли Нины явствует, что актриса склонна к драматическим решениям, к резким психологическим поворотам. Но именно этих красок совсем нет в «Татьянином дне»,— здесь актрисе необходимо было соединить наивность и политическую убежденность, кстати, совсем не наивную. А вот третий характер. Софи Краузе тиха, замкнута, скупа на чувства и их выражение, по-своему трагична.
Что ж, значит, актриса разнообразна? Ответ на этот вопрос тоже не прост. Каждая роль Людмилы Максаковой — воплощение личности ее героини и вместе с тем личности самой актрисы. Эта личность проявлена не только во внешности, голосе, жесте, но прежде всего в том, что Максакова, что бы она ни играла, несет свой подтекст роли, такой, что начинаешь думать, что актриса знает о своей героине больше, чем изображает.
Уже давно стало аксиомой то, что актер должен как бы «умереть в роли», что качество его исполнения определяется растворением в образе. Это правда, но не вся. Большие актеры всегда узнаны зрителем, как бы они ни были загримированы, но они навязывают тому же зрителю свое толкование роли с такой силой, что он верит в их перевоплощение. Парадокс в том, что чем сильнее индивидуальность, тем сильнее актер.
Людмила Максакова обладает чудесным качеством больших актеров. Она правдиво ведет себя в любых обстоятельствах и остается собой. Я видел последнюю ее работу, не в Вахтанговском театре, где она играет, а в телевизионном спектакле «Фауст». Нужен очень большой диапазон актерских возможностей, большая сила актерской индивидуальности, чтобы создать образ «вечной женственности», образ Маргариты-Гретхен после того, как только что сыграны фашистская радистка и комсомолка. А Людмила Максакова находит пути-воплощения и этого высокого и трагического образа.
Сыграно пока немного. Но Людмила Максакова уже показала, что многое может в искусстве.

М.Юрьев
Фото А.Гольцина

Журнал "Советский Экран", №04, февраль 1968 года



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]