ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

Николай Мащенко




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Николай МащенкоНиколай Мащенко

В непрекращающемся потоке дискуссий о том, что такое «авторский кинематограф», несомненно, пожалуй, одно — это определенная нравственная система талантливой личности, определяющая и сюжетно-тематический, и стилистический строй ее произведений. В этом смысле все фильмы народного артиста УССР режиссера Николая Машенко — авторские. Его творческий путь — редкостный пример цельного и последовательного воплощения темы революции, отстаивание ее нравственных идеалов. Борьба за революционное преобразование мира, ее драматизм, оптимистическое жизнеутверждающее начало, ее цена и цель — вот круг проблем, волнующих Мащенко. Пафосом этой борьбы одержимы все его герои: комиссары из одноименной ленты, поэтесса Леся Украинка из фильма «Иду к тебе», Павел Корчагин, Овод, болгарские революционеры Карастояновы. Люди активного преобразующего начала, открытых страстей — все они, по словам самого Мащенко, живут «главным смыслом жизни», им чужды суетность и мелочность, они всегда созвучны своему времени, всегда лучшие из лучших. Мотив бессмертия героев постоянно присутствует в его фильмах. В телевизионной экранизации романа Николая Островского «Как закалялась сталь» эта мысль выражена впрямую в композиционном построении: Павка Корчагин не раз встречается со смертью, но вновь и вновь возвращается в строй. И уже после смерти обращается с экрана к зрителям...
Правдивость и достоверность исторической эпохи у Мащенко — это прежде всего правда сильных характеров, рожденных и воспитанных этой эпохой. Исторические события в фильмах Мащенко показаны через образы героев, которые оказались чрезвычайно близки и созвучны нам, современным зрителям, особенно молодежи. Об этом говорят тысячи и тысячи писем, приходящих и после премьер и после повторных показов картин по телевидению. Премия Ленинского комсомола и Республиканская премия имени Н. Островского — еще одно свидетельство того, как актуальны творческие поиски режиссера.
Именно поэтому несколько неожиданной и даже парадоксальной в контексте всего творчества режиссера выглядит его новая работа — фильм «Парижская драма» (рабочее название — «Убийца»), в котором нет... ни одного положительного героя. Литературная основа его — рассказ прогрессивного американского писателя Р. Твохи «Паспорт для свободы». «Мне давно хотелось исследовать ситуацию, типичную для буржуазного мира,— говорит Николай Павлович,— когда человек ради своих эгоистических интересов жертвует чужой жизнью. У нас в картине есть и убийца, и жертва, но ни один из них не вызывает сочувствия, потому что оба отравлены моралью общества, в котором живут. Мы хотели вскрыть прямую связь между буржуазным образом жизни и духовным падением личности в мире, где убийство становится нормой, предметом купли-продажи...»
Возможно, фильм «Парижская драма», который вы увидите в следующем месяце, откроет нам еще одну, пока неизвестную грань дарования Николая Мащенко — зрелого режиссера, полного молодой энергии и новых творческих планов...

Г.Симанович, Николай Мащенко: «Правда сильных характеров»

Журнал "Спутник Кинозрителя" апрель 1984 года .



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]