ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

Увертюра




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Дарья Михайлова

Дарья Михайлова

«Когда в класс зашел второй режиссер нашей картины и попросил встать нескольких мальчиков и девочек, на которых указал, она встала сама и в числе других получила приглашение на студию, прошла весь предварительный марафон, а потом с блеском сыграла главную роль»—так писал пять лет назад кинодраматург Александр Александров, представляя читателям «Советского экрана» Дашу Михайлову, школьницу, с успехом снявшуюся тогда уже в нескольких фильмах. В приведенном отрывке речь шла о картине «Голубой портрет», поставленной режиссером Г. Шумским по сценарию А. Александрова.
— Да. с этого все и началось,— говорит Даша.— Конечно, мне/юмог случай. Но. думаю, если не тогда, то позже я все равно стала бы актрисой — эта мечта жила во мне с раннего детства. Потребность что-то изображать, фантазировать, помогавшая мне на первых порах, очень скоро переросла в желание учиться и работать.
Дебют был замечен. За ним последовало участие в картинах «Объяснение в любви», «Похищение «Савойи», «Прилетал марсианин в осеннюю ночь». «Дым Отечества», «Валентина», «Звездопад», «Экзамен на бессмертие», «Серафим Полубес и другие жители Земли», «Время отдыха с субботы до понедельника». а также телефильме «Еще до войны».
Внушительный перечень для начинающей исполнительницы! И тут речь уже надо вести не о везении, не о счастливом стечении обстоятельств, а о несомненной одаренности актрисы, замеченной и режиссерами, и зрителями.
Если вы видели фильм «Объяснение в любви». поставленный И. Авербахом, то вспомните девочку на пароходе—воздушное существо в белом платье и кружевной панамке. Конечно, это совсем маленькая роль. Но эпизод из детства героя тесно сопряжен с главной темой картины, утверждающей верность идеалу, пронесенному героем через всю жизнь. В двенадцатилетней Даше Михайловой режиссер обнаружил способность передать сочетание реальной земной «обычности» со странной загадочностью, поэтической приподнятостью. Свойство это, присущее исполнительнице, еще не раз проявится потом и в других ее ролях.
Иного рода задача стояла перед юной артисткой в фильме В. Дормана «Похищение «Савойи». Это приключенческая лента, герои которой в результате захвата самолета воздушными пиратами оказываются в джунглях' Амазонки и сталкиваются с группой скрывающихся там военных преступников. Михайлова играла советскую девочку Таню Соколову, которой приходилось пробираться сквозь чащу, лазать по скалам и даже отбиваться от бандита. Все это исполнительница проделывала естественно и убедительно, обнаружив умение быть органичной в условиях, предложенных динамичным сюжетом. Не стоит принижать значение такого рода опыта.
Валентина в одноименном фильме Г.Панфилова по пьесе А. Вампилова «Прошлым летом в Чулим-ске»—работа уже иного масштаба, первая проверка серьезной драматургией, требующей решения сложных психологических задач. С абсолютной верой в непреходящую ценность добра и любви молоденькая официантка оберегала маленький палисадник перед чайной от тех. кто лез напролом.—защищая тем самым и свою хрупкую душу от наглого, грубого вторжения... Это первая недетская роль Даши. И сыграла она свою трогательную, доверчивую Валентину с искренностью, правдой и простотой.
В этой ленте взгляд камеры, неотрывно следящей за домом с палисадником, его обитателями и посетителями. создавал иллюзию обычного течения жизни. Создавалось впечатление, что Валентина—тоже «подсмотренная», что эта несколько угловатая, смущающаяся. замкнутая девушка не актриса, а удачно найденный типаж, близкий по духовным свойствам героине.
Но вот что интересно, вспомним Д. Михайлову в любой из более поздних ролей и увидим, что в Валентине артисткой все играется: внешняя зажа-тость, стеснительность, трогательная ранимость и порывистость души. Если в первых экранных работах Даша полагалась больше на интуицию, то теперь к этому прибавились строгая выверенность рисунка роли, продуманная пластика, точный расчет внутреннего ритма каждой сцены...
Биографию молодой артистки трудно еще делить на этапы, хотя рубеж, отделяющий роли до -Валентины» и «Звездопада» от ролей, сыгранных после этих картин, наметился отчетливо. Снова убеждаешься. что темп творческого роста у молодых подчас обгоняет темп человеческого взросления. В 1981 году Даша только лишь поступила в Театральное училище имени Б.Щукина. А в 1982-м на экраны уже выходит «Звездопад»—одна из самых значительных ее работ.
Война. Тыловой госпиталь в маленьком городке. Здесь, среди развалин, копоти, стонов раненых. расцветает юная любовь солдата Миши (П. Федоров) и медсестры Лиды, героев «Звездопада», снятого И. Таланкиным по произведениям В. Астафьева. Лида и счастлива, I* несчастна: над ее целомудренной пылкой любовью с самого начала уже нависает тень разлуки.
Постановщику зтой картины, проникнутой суровой поэзией и светлым трагизмом, чрезвычайно важен внутренний мир героев, процесс перехода их от детской неопытности через испытания и душевную боль к мужанию, нравственному взрослению. Мы успеваем разглядеть и полюбить героиню, нас подкупают поэтичность ее натуры, жизненность, достоверность характера. Помните, как абсолютно естественно переходит Д.Михайлова от нежной, лирической мелодичности голоса к надрыву, чуть ли не захлебывающемуся причитанию в финальной сцене, когда Лида провожает любимого на фронт? Артистка не боится выглядеть непривлекательной, опухшей от слез, даже жалкой.
. Опыт, приобретенный в «Звездопаде», дал свои положительные результаты в следующих работах— «Еще до войны» и «Экзамен на бессмертие»,
где Михайловой вновь пришлось прикоснуться к драматичным судьбам своих сверстниц, живших в 40-е годы.
Совсем иной—уверенной в себе, энергичной, лихо гоняющей на мотоцикле и снисходительно глядящей на кавалеров с танцплощадки—увидели мы Дарью Михайлову в ленте режиссера В. Прохорова и драматурга А.Александрова «Серафим Полубес и другие жители Земли». В истории духовного возрождения художника Завьялова (Р. Нахапетов), попавшего ненадолго в маленький городок периферийной «глубинки». Даше—так на этот раз звали героиню актрисы—отводилась не последняя роль. Охватившее героя чувство к девушке, сочетающей обаяние юности с твердостью характера, растапливало насмешливое высокомерие и холодную самоуверенность столичного гостя, заставляло его во многом пересмотреть свою жизнь.
Образ вновь выстраивался на сочетании земной «обычности» с загадочностью. Современная самостоятельность и целеустремленность соседствовали с чем-то сказочно-русалочьим. Роль стала как бы завершающей частью триптиха, созданного по сценариям А. Александрова: ведь именно такими, как Даша из «Серафима Полубеса...», могли вырасти и юная героиня «Голубого портрета» с присущей ей победи-тельностью, и четырнадцатилетняя покорительница сердец ребят-суворовцев из ленты «Прилетал марсианин в осеннюю ночь». Так или иначе, это был еще один подход актрисы к разработке сильного характера. так привлекающего ее.
Не так давно зрители встретились с Д. Михайловой в картине «Время отдыха с субботы до понедельника». созданной И. Таланкиным по рассказу Ю. Нагибина «Терпение». Она появлялась здесь в образе избалованной и эгоистичной дочери главных героев. Казалось, что эта Таня увлечена исключительно собственной персоной, что ей чужды сколько-нибудь сложные душевные движения. Однако постепенно актриса давала нам почувствовать скрытый пласт существования своей героини, выросшей в семье без любви, рано столкнувшейся с цинизмом и фальшью.
Стремление говорить о том, что волнует всех. точно подмечать и передавать с экрана приметы времени, воздействовать на сердца зрителя — вот что характеризует серьезного актера. В Дарье Михайловой задатки этих стремлений налицо, и, надо думать, они будут развиваться от картины к картине.
А пока на «повестке дня» — новая роль в фильме А.Панкратова «Катенька». работа в прославленном Театре имени Евгения Вахтангова, куда она была принята после окончания училища.


В.Поплавский

Журнал "Советский Экран " №22 ноябрь 1985 года



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]