ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

Наталья Наум




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Наталья Наум

   И пришел мир в буковинские села и хутора! Не гремели больше выстрелы по ночам люди начали избавляться от гнетущего страха И была в наступившем спокойствии заслуга "советки", как звали ее в родном селе, Славки Петрин.

   Работала она литейщицей на уральском заводе, рассылала запросы про оставшихся в оккупации близких, а когда вернулась в освобожденные от фашистов Карпаты, узнала, что и муж, и красавица дочка, и подросток сын Юрко в бандеровской банде. Безоружная, ведомая лишь материнской любовью, вступила она в отчаянный поединок за души обманутых националистами родных и односельчан. за правду новой жизни. И стало мирное время для Славки временем высокого самопожертвования, временем жестоких испытаний и трудных побед.

   Возглавив партийную организацию села, она горячо взялась за дело, помогала людям налаживать мирную жизнь, руководила строительством школы, ездила на делянки к лесорубам, обо всем и обо всех заботилась, как могла, всеми силами стараясь приблизить час окончательной победы над коварным и подлым врагом, окопавшимся в окрестных лесах. Пришлось Славке и ночевать в сельсовете, и учиться стрелять, и самой идти на смертельную схватку с бандитами. Ей угрожали автоматами, пугали петлей, но не ведала страха материнская любовь, не знала пути к отступлению и компромиссам твердая убежденность коммунистки в правоте своего дела.

   Может быть, лучшую роль а своей творческой биографии сыграла народная артистка УССР Наталья Наум в фильме режиссера В. Денисенко "Высокий перевал". Сложные исторические события, на фоне которых разворачивается действие картины, дали актрисе отличную возможность рассказать о волнующей судьбе, глубоком, неоднозначном характере героини, все помыслы свои и силы посвятившей борьбе за новую жизнь. Н. Наум не приглушает остроты, беспощадности этой борьбы, даже трагической смертью своей Ярославы Петрин утверждая высокий оптимизм ее служения народному делу.

   ...Милые, кареглазые, обаятельные героини Натальи Наум почти из сорока фильмов не претендуют на повышенное к ним внимание, на непременное лидерство в сюжете. Крестьянки, медсестры, труженицы военного тыла, они умеют хранить верность однажды избранному - и делу и человеку. Любят и живут по законам сердца. В критическую минуту они могут ринуться на защиту того, кто дорог их сердцу, ибо превыше всего для них готовность все испытания и муки любимых принять на себя, все обиды во имя их снести... Их счастье и судьба - прожить жизнь для других.

   - Мне по душе характеры сильные,- говорит актриса.- Еще в Черновицком музыкально-драматическом театре, где начиналась актерская моя биография, посчастливилось воплотить героические образы Вали Довгер в "Сильных духом" и Любки Шевцовой в "Молодой гвардии"...

   Старшие братья и сестра уверяют, что в детстве Наталка разыгрывала чаще всего "трагедии": бросит тряпичную куклу в речку и кричит: ^Спасите!" Или изображала пани учительницу, которая интересовалась, почему дети не ходят в школу. А голосом мамы отвечала, что им не во что обуться и одеться...

   Она была тринадцатым ребенком в семье. В живых осталось семеро. И если бы в 39-м в ее родное село Старый Мизунь не пришла Советская власть, как знать, что было бы с ними...

   В 1946-м она первый раз в жизни увидела фильм. О балерине. И целыми днями стала разучивать балетные па. Ее даже возили в Киев, в детдом для одаренных. Увы, начинать учиться балету было уже поздно.

   После ремесленного училища работала на швейной фабрике Участвовала в самодеятельности. Ее заметили и пригласили в только что организовавшийся в Черновцах театр. Вот тут-то Наталью Наум и "настигло" кино.

   Амвросий Бучма экранизировал повесть О. Кобылянской "Земля". И роль шестнадцатилетней Параси. отданной родителями замуж за богатого, но нелюбимого, доверил юной Наталье Наум.

   - Недолгим было мое общение с Амвросием Максимилиановичем, - вспоминает актриса.-Но именно благодаря его влиянию я начала осознавать высокое гражданское значение актерской профессии. До сих пор живы для меня принципы, которые завещал великий Бучма: актерская профессия требует от человека, посвятившего ей свою жизнь, большого самообладания, а если нужно и самоотречения.

   Самоотречение во имя дела понадобилось актрисе с первых же ее шагов в искусстве. Роли в "Земле", в "Педагогической поэме" и "Костре бессмертия" она восприняла как подарок судьбы. А последовавшие затем приглашения на картины "Олекса Довбуш", "Поэма о море", "Партизанская искра" и "Крепость на колесах" изменили ее намерения быть театральной актрисой. Судьбой Натальи Наум стало кино. И вот уже четверть века играет она на экране главные и неглавные роли, охотно соглашается и на эпизод, если видит в нем возможность рассказать о характере правдивом, о жизни непридуманной...

   В особенности "повезло" Наталье Наум на роли матерей- Скольких же грустных и веселых, счастливых и несчастных мам переиграла она в кино! В "Канале", "Жнецах", в "Белой птице с черной отметиной", "Повести о женщине", в "Высоком перевале"... В самых тяжких испытаниях остаются ее героини человечными и благородными, душевно щедрыми и нравственно цельными. Самоотверженными - во имя будущего своих детей, своей Родины, своего народа.

   - По-моему. судьба женщины- матери-одна из вечных и. главное, всегда важных тем в искусстве. Тем отрадней, что мне довелось самой участвовать в этом труд ном, но и очень благодарном на зрительский отклик разговоре,- говорит актриса.

   Удаются актрисе и характеры совсем иного плана.

   ...Поначалу она кажется разбитной и ветреной, ее Христина из фильма "Живая вода" частушками завлекает нового лесничего, напропалую с ним кокетничает. А потом вдруг в ее голосе и во взгляде такая тоска промелькнет! От одиночества ведь, от невозможности "к кому-то прислониться" вся бравада этой еще молодой и цветущей женщины...

   Или Ядвига Гусаковская. крепостная элатошвейка из фильма "Сон", кокетливая, хорошенькая. Может, она-то и заронила в душу художника и поэта Тараса Шевченко мечту о свободе и побеге? ...Бежать! Но куда? Из рабства в рабство?! Одним из лучших эпизодов этой картины, посвященной юности великого кобзаря, стал рассказ о короткой и драматичной любви его к Ядвиге, образ которой ярко, темпераментно воплотила Наталья Наум...

   - И все-таки самая любимая моя героиня- Варвара из "Тяжелого колоса". Она друг своему возлюбленному, все испытания вынесла вместе с ним, прожила жизнь не зря, не впустую... По-моему, это счастье - так, любить, так заботиться о семье, отдавая жизнь близким...

   Чуткое сердце и преданная душа у ее Варвары. Верной тенью прошла она за своим мужем, посвятившим жизнь любимому делу- селекции. И детей приучила смотреть на отца с восхищением. А когда сердце разрывалось на части то от ревности, то от горечи, то от одиночества -- лишь сжимала губы и считала до ста. Даже сопернице своей, помощнице в научных делах мужа, перед смертью завещала любить его так. как одна сама и умела!

   О Славке Петрин из "Высокого перевала" писали, что основой для рассказа об ее экранной судьбе послужила подлинная история старшей сестры Натальи Михайловны. Я спросил актрису, так ли это. Она ответила, что толчком для написания сценария фильма действительно послужили ее воспоминания о том. как вступила Евдокия в 1939 году в комсомол, как была выдвинута первым кандидатом в депутаты сельсовета, как отец выгнал ее из дома с криком, что из-за нее всю семью перережут и не пошел голосовать... Потом Евдокия служила в армии санитаркой, под Киевом была ранена, попала в плен, бежала...

   - Женщин с такими судьбами я знаю Немало, - говорит Наталья Наум. - Так что Ярослава Петрин - образ собирательный. А смысл актерской моей работы вижу в том, чтобы правдиво и точно рассказать о них.

Г.Сухин "Советский Экран" №9 (1984 год).

Ссылки по теме:

  • Биография, Фильмография


  •  
    [Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]