ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

Борис Невзоров




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Борис НевзоровБОРИС НЕВЗОРОВ : "Земное притяжение"

Если подсчитать роли Бориса Невзорова на экране, получится более 80—за тридцать пять работы в кино. Конечно, некоторые из них были совсем невелики, но для актера ни одна роль не проходит бесследно: копятся крупицы опыта, пробуются разные краски, прокладывается путь к мастерству.
Он вырос на Волге, в Астрахани. Здесь каждый мальчишка представляет себя в будущем если не в ослепительно белом капитанском кителе, то хотя бы в матросской робе. Но Борис мечтал о другом. Ему запал в душу первый поход в местный ТЮЗ, он с увлечением принимал участие в школьной самодеятельности. Так появились мысли об актерской профессии. Хотя, наверное, из него получился бы хороший капитан—строгий, немногословный, с чувством юмора, в меру властный и всегда справедливый. На эту мысль наводят мужественные герои Невзорова—такие, как молодой начальник уголовного розыска Клыч («Особо опасные»), отважный кормчий петровского флота Иван Рябов («Россия молодая»), наш современник Федор, смело вступающий в тайге в схватку с преступниками («Найти и обезвредить»), наследник корчагинского поколения Феликс Прудников, инструктор ЦК ВЛКСМ на БАМе («Лучшая дорога нашей жизни»), закаленный в боях генерал Артамонов («Приказ: перейти границу»), прославленный создатель танков М. И. Кошкин («Главный конструктор»). При всей своей несхожести эти образы составили как бы единую линию в творчестве актера, позволив ему создать характеры людей самоотверженных, бескомпромиссных, горячо преданных своему делу, неравнодушных ко всему, что происходит вокруг них.
Помнятся и отрицательные персонажи, сыгранные актером убедительно, доказавшие присущее ему мастерство перевоплощения: сын старосты Стась, укрывший у себя в доме отряд эсэсовцев («День возвращения»), приспособленец от науки Анатолий Кораблев («Мир в трех измерениях»), кулак Евхим («Люди на болоте» и «Дыхание грозы»). Об этой последней роли следует сказать особо. Участие Бориса Невзорова в больших эпических лентах, снятых на студии «Беларусьфильм» и составивших дилогию «Полесская хроника» («Люди на болоте» и «Дыхание грозы») режиссера В. Турова. и в фильме «Половодье» В. Четверикова стало важной вехой в его творческой биографии. Эти картины снимались приблизительно в одно время и явились для актера как бы единым, развернутым во времени, рассказом о судьбе Полесья, о грандиозных преобразованиях, происходящих в этом суровом и прекрасном крае, о людях, кровно связанных с землей. Действие «Полесской хроники» происходит в белорусской деревне в годы «великого перелома», когда классовая борьба столкнула в яростном противоборстве надежды на будущее и цепкую власть прошлого, старое и новое. Кулацкий сын Евхим Глушак в злой растерянности мечется по меже, разделившей деревню Курени на два непримиримых лагеря. Въевшаяся привычка собственника держаться за свой надел земли, за богатые закрома мутит его сознание глухой ненавистью к бедноте, в то время как здоровый крестьянский ум подсказывает, что те, кто сопротивляется поступательному ходу истории, обречены на поражение.
Один из главных героев «Половодья», Василь Барздыка, живет в полесском крае уже в 60-е годы, когда здесь начиналась мелиорация. Эта огромная народнохозяйственная акция давалась нелегко—были и сомнения, и ошибки. Но люди упорно шли к цели, преодолевая заблуждения, ошибки исправляя. Драма Василя в том, что, горячо любя родной край, он бессилен понять перспективы его развития, не может найти своего места среди тех, кто движется вперед, верно и честно служа народному благу. Точно и чутко ведет актер в этих ролях общую мелодию, ни на минуту, впрочем, не забывая о тех конкретно-исторических условиях, которыми продиктованы индивидуальные различия е психологии, в судьбе его персонажей. Кажется, что крепко и основательно стоят его герои на земле, каждой клеточкой своего существа впитывая ее живительные соки. Но нет, обманчива эта внешняя прочность: корни уже начали сохнуть—душа черствеет. В этих ролях Б. Невзорова, сыгранных с размахом, эмоционально, нашлось место и необузданным вспышкам ярости, и потаенному лиризму, и человеческой боли, и глубоко спрятанному, но явственно ощутимому состраданию актера к своим запутавшимся в жизни героям. Все эти оттенки чувств и состояний переданы с такой мерой самоотдачи и одновременно со столь убедительной психологической прорисовкой смятенной человеческой души, что мы вправе засвидетельствовать: в нашем кино появился серьезный, значительный актер.
Попыткой создать образ нашего современника, живущего в иных нравственных координатах, стал в творчестве Невзорова фильм «Жил-был Петр». Герой этой ленты не знает конфликта между чувством и долгом. По роду службы контролируя деятельность ряда организаций, он последовательно и убежденно борется с любыми нарушениями, махинациями, приспособленчеством. Своего «неудобного» Петра, которого не понимают друзья, от которого уходит жена, актер играл непривычно сухо, сдержанно, не наделяя персонаж яркими страстями, но акцентируя все нарастающую убежденность Петра в верности избранным им принципам.
— Мне часто приходилось играть людей внешне сильных, но внутренне надломленных, раздавленных обстоятельствами,— говорит Б. Невзоров.— Так было и в Новом драматическом театре, где я играл следователя Шаманова («Прошлым летом в Чулимске»), Антона Голубина («Пойти и не вернуться»), так было и во многих киноработах.
Конечно, воплотить натуру сложную, в которой уживается высокое и мелочное, смешное и драматическое,—задача интересная. Но с годами, с приходящим опытом возникает неодолимое желание встретиться с характером ясным, цельным, излучающим жизнелюбие, нравственное здоровье. Таким героем стал для меня Иван Рябов в «России молодой». Этот фильм вызвал буквально лавину писем, он всколыхнул в зрителе чувство патриотизма, любви к Родине, разбудил мысль о неоплатном долге каждого из нас перед Отчизной.
Своим глубинным слоем лента оказалась созвучна нашим современникам, хотя и рассказывает о событиях петровской эпохи. Иван Рябов, думается.— главная моя роль на сегодняшний день. Добавим, что актер начинает на киностудии имени М. Горького сниматься в исторической картине «Русь изначальная», где утвержден на роль князя Всеслава Снова разговор о связи человека со своей Родиной, снова надежда на встречу с самобытным характером. Думается, неизведанные горизонты открылись для Невзорова в телефильме «Лучшая дорога нашей жизни», посвященном первопроходцам БАМа. Своего Прудникова он сыграл человеком жестким, неуступчивым, максималистом по природе, человеком, который требовательность к окружающим сочетает с высочайшей требовательностью к себе. Кстати, актер сам исполнил за кадром песню, строка из которой дала название фильму. Сейчас на пути к зрителю находится картина «Парашютисты», поставленная режиссером Ю. Иванчуком по сценарию Э. Шима. Актеров, занятых в фильме, обучали по ускоренной программе в воздушно-десантном училище. Мужество, упорство, смелость, силу воли — все зти качества, присущие героям ленты, в немалой доле пришлось проявить и исполнителям.
— Полет с парашютом рождает совершенно необыкновенное чувство,— рассказывает Б. Невзоров.— Но самое удивительное то чувство счастья, которое испытываешь, когда под ногами оказывается земная твердь. Собственно, об этом и фильм — о притяжении земли, о простых земных чувствах - они лишь обостряются при знакомстве с небом.

Л.Павлючик

Журнал "Советский Экран" №4 февраль 1985 года .



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]