ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

Федор Никитин: Надо было - и пел и плясал


Stolica.ru


 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Ярослав Гаврилюк

Федор Никитин

 После выхода на экраны фильма «И жизнь, и слезы, и любовь...» в редакцию пришло письмо. в нем сказано: «'Вам пишут будущие педагоги из Новосибирска У нас вопрос: что это за актер—Ф. Никитин? У него такое выразительное лицо, такие удивительные глаза! Расскажите о нем. пожалуйста, в журнале».
Народный артист РСФСР Федор Михайлович Никитин родился в 1900 году, а творческую деятельность начал в 1917-м. Уже сами эти даты говорят о многом: ровесник века, которому путь в искусство открыла революция. Счастливая судьба!
Сегодня за плечами Ф.Никитина 60 лет работы в кино, участие более чем в ста фильмах. Стремительное время—середина 20-х годов—сказалось и на стремительности взлета кинобиографии молодого актера. В 1926 году он снялся в фильме замечательного режиссера Ф.Эрмлера «Катька Бумажный ранет» Эта работа стала началом плодотворного творческого содружества. Одна за другой последовали эр-млеровские картины «Дом в сугробах». «Парижский сапожник». «Обломок империи», выдвинувшие Никитина в число самых знаменитых звезд немого кино, принесшие ему известность на мировом экране. Популярность его у зрителей была огромна, критика писала о яркой самобытности его дарования, в зарубежной прессе его называли «Чаплином русских полей».
Достоверно, в реалистическом ключе был сыгран босяк Вадька-интеллигент («Катька Бумажный ранет») с его беспомощной наивностью. доверчивой добротой. Здесь прозвучала тема возрожденного человеческого достоинства в личности опустившейся, скатившейся на дно. Герои следующих фильмов Никитина очень различны. но убедительно, всепобеждающе звучит в их трактовке главный мотив: человек осознает свое место в жизни молодой страны, ищет применение своим силам. Так было с Музыкантом из «Дома в сугробах», глухонемым Кириком («Парижский сапожник»), солдатом Филимоновым («Обломок империи»), который после контузии потерял память и лишь через десятилетие вернулся к сознательной жизни, не переставая удивляться переменам в Стране Советов.
В этих ролях актер обнаружил способность к глубокому психологическому перевоплощению. доказал, что ему подвластны и лирические, и комедийные краски, и напряженный драматизм. Уже одних этих работ, которые кто-то из критиков назвал «немой песней Никитина», было достаточно, чтобы он вошел в историю кино.
Шли годы. Кино стало звуковым. Ф. Никитин работал в театрах, продолжал сниматься, иногда в крупных, чаще в совсем небольших эпизодических ролях. Он играл в картинах «Белеет парус одинокий» (учитель Бачей). «Песня о счастье» (преподаватель). «Золотые огни» (Трофим Иванович). «Великая сила» (академик Рублев). «Герои Шипки» (лорд Дерби). «Невеста» (отец Андрей). «Северная повесть» (доктор Тра-убе). «Барьер неизвестности» (доктор Ромашов). «Ко мне. Мухтар!» (ветеринар Зырянов). «Год как жизнь» (Вальтер). «Сердце матери» (обер-прокурор). «На одной планете» (директор архива Оболенский). «Горькие зерна» (Бади Илие) и многих других За участие в картинах Рошаля «Академик Иван Павлов» (профессор Званцев) и «Мусоргский» (Даргомыжский) артист был удостоен Государственных премий СССР.
...Мы беседуем с Федором Михайловичем в его ленинградской квартире неподалеку от шумного Невского проспекта. Ничто не говорит о том. что здесь живет знаменитый артист—ни одной афиши, никаких о>отографий. Почему?
Федор Михайлович, в обращении мягко-интеллигентный. по-старинному обходительный. отвечает коротко и даже резковато:
— В старину провинциальные актеры завешивали стены портретами, чтобы люди зна-
ли, с кем имеют дело. Мне это претит... Спрашиваю, как получилось, что замечательный дуэт «Эрмлер—Никитин» после блистательного начала распался на долгие годы.
— Мы были тогда очень еще молоды.—отвечает Федор Михайлович—очень категоричны в своих взглядах. Каждый с горячностью отстаивал свои воззрения и даже свои заблуждения. Однажды на нашем «Ленфильме»—тогда он назывался Ленинградская фабрика «Совки-но»—на площадке перед кабинетом директора мы с Фридрихом Марковичем перекинулись несколькими фразами и решили расстаться Это было после выхода на экран «Обломка империи»—наверное. лучшего его фильма и. уж точно, лучшей из моих ролей. Во всем был виноват я с моим стеснительным, но крайне вспыльчивым характером. Как горько я жалел потом о нашей размолвке! До сих пор жалею..
— А следующая ваша совместная работа...
— А следующая—ровно двадцать лет спустя Фильм «Великая сила». Б. Бабочкин играл там главного героя, а я—ученого-консерватора.
— Первая в вашей жизни награда—орден Красной Звезды—получена во время войны. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— На фронт я ушел добровольцем. Исполнял обязанности командира артиллерийско-пу-леметного взвода. Эта специальность досталась мне как бы «по наследству»: в свое время отец мой командовал батареей тяжелых орудий. Два года я воевал на Ленинградском фронте. Затем по приказу командования меня перевели в агитвзвод Ленфронта. Читал стихи перед бойцами. надо было—и пел и плясал. Написал одноактную пьесу «Народный артист республики». сам ее поставил и исполнял главную роль. Спектакль мы сыграли более 500 раз.
Надо добавить что за верное служение искусству Ф. Никитин был удостоен также орденов «Знак Почета» Трудового Красного Знамени и ордена Октябрьской Революции. После войны он начал с успехом выступать на сцене Ленинградского театра имени В. Ф. Комиссаржевской. где проработал до 1959 года.
— Вскоре после войны—рассказывает артист.—мне предложили руководить драмкружком. Согласился. Пришел в какое-то полутемное помешение. там сидели человек пятнадцать Незнакомые, чужие. Но какая надежда теплилась в их глазах! Это меня пронзило. И начали мы работать. Я занимался со студийцами Дворца культуры имени 1-й пятилетки пятнадцать лет. Студия стала затем одним из первых народных •театров. Там меня и сейчас помнят Из нашей студии вышло около двадцати профессиональных актеров, в их числе Татьяна Доронина
Еще раз можно воскликнуть: какая счастливая судьба, какая насыщенная, наполненная жизнь у артиста Федора Никитина! На пороге восьмидесятипятилетия он вновь предстал перед камерой—снялся в одной из главных ролей фильма Н.Губенко «И жизнь и слезы, и любовь..». сыграл одного из обитателей дома для престарелых, человека, у которого все в прошлом. которому кажется, что жить не для чего и не для кого И вдруг на наших глазах происходит чудо воскрешения души В этой роли, как когда-то в первых немых фильмах актеру многое приходится передавать без слов Но как красноречивы его глаза! Какая одухотворенность отмечает облик героя! Прекрасная человеческая душа открывается нам.
В богатой событиями биографии артиста роль Крупенина стала еще одним творческим этапом Эта работа принесла Ф Никитину приз Всесоюзного кинофестиваля и новый всплеск зрительского признания.


Е. КАБАЛКИНА

Журнал "Советский Экран " №15 август 1985 года



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]


Вскрытие двери киев аварийное вскрытие замков и дверей.