ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

Расим Оджагов




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Расим ОджаговРасим Оджагов

В 1979 году Расим Оджагов поставил фильм «Допрос», принесший ему первый настоящий успех и Государственную премию СССР. Путь к этому успеху был долог — он составил добрую четверть века.
Семнадцатилетним юнцом покинул Расим родной городок Шеки на севере Азербайджана, чтобы поехать в Москву и стать кинооператором, за несколько лет до этого мальчишка, как завороженный. наблюдал за группой хроникеров, снимавших в его городе очерк о ткацком комбинате. Тогда и появилась мечта сделаться «киношником». Старшая сестра, ставшая к тому вречени студенткой медицинского института, на свою первую стипендию купила четырнадцатилетнему Расиму фотоаппарат. Врема было трудное, послевоенное. Пленку не всегда удавалось достать, и нередко парнишке приходилось заменять ее рентгеновской.
И вот — Москва. Тут неискушенный абитуриент с изумлением узнал, что поступающим на операторский факультет необходимо пройти творческий конкурс — то есть представить свои фотоработы. Хорошо, что на вокзале в камере хранения лежал захваченный из дому семейный альбом, в котором на фотографиях Расима были запечатлены многочисленные родственники, друзья, знакомые, виды родного Шеки. И, представьте, альбом выдержал конкурс.
Оджагов был принят во ВГИК.
Затем последовали годы работы в кино в качестве оператора. Среди снятых им лент были заметные, такие, как «Ее большое сердце», «Почему ты молчншь?», « В этом южном городе». Но немало было и проходных работ. Во всяком случае в одном из интервью впоследствии Оджагов рассказал о таком эпизоде: " В молодости я как-то пригласил отца посмотреть фильм, который снимал. Картина, как это ясно стало мне теперь, была изрядной чепухой. А тогда, начинающий профессионал, получающий удовольствие от самого факта принадлежности к «кинематографическим кругам», я, помню, замер от предвкушения отцовских похвал. Когда зажегся свет, отец долго молчал, потом сказал, кивнув на белый экран: «И ради вот зтого ты из родного Шеки уехал? Жил бы уж лучше дома, делом занимался...» Было очень стыдно. Но именно тогда стала фактом сознании простая истина: кино не «престижная профессия», им не «занимаются». Кино — великое искусство, ему служат,,.»
Со временем он стал прекрасным оператором, и на режиссуру перешел вовсе не потому, что не заладилось с первой профессией. Его режиссерский дебют — лента «Мститель из Гянджебасара» был отмечен профессионализмом, но событием не стал.
«Настоящий» Оджагов начался с «Допроса«, со счастливой встречи с талантливым драматургом Р. Ибрагимбековым. Собственно, впервые — когда в качестве оператора Оджагов снимал фильм «В этом южном городе» по сценарию Ибрагимбекова.
О «Допросе» и следующей их совместной работе — « Перед закрытой дверью»— написано очень много, успех этих картин всем памятей, и вот на подходе новая картина Оджагова н Ибрагимбекова — «Парк». По словам режиссера, она во многом перекликается с первыми их двумя фильмами. Вновь перед ними страстный, честный разговор о том. как жить: думая в первую очередь о себе, о собственной выгоде и благах или о том, как не нарушать неписаных законов добра и справедливости, даже оставаясь при этом в проигрыше.

Д.Эрина, Расим Оджагов: «Кино — великое искусство...»

Журнал "Спутник Кинозрителя" июнь 1984 года .



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]