ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

Визма Озолиня и Зане Янчевска




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Визма Озолиня и Зане Янчевска

   Первые шаги в искусстве -всегда преодоление, испытание, и многие по себе помнят, какое значение в этот момент имеет доброе слово старших коллег. Я рада, что мне доверили открыть новую рубрику на страницах "Советского экрана" и позволили представить сразу двух дебютанток, с которыми мне довелось работать недавно в фильме Я.Стрейча "Чужие страсти" (рецензия на картину публикуется в этом номере журнала,- Ред.).

   С молодыми я работать люблю, представители нового поколения интересны мне своими взглядами, своей творческой позицией. Не были исключением и Визма Озолиня и Зане Янчевска. С каждой из них у меня было много общих сцен - сцен сложных, неоднозначных по своему драматическому содержанию. Поэтому была возможность присмотреться к девушкам и в человеческом и в профессиональном плане.

   Между их молодыми героинями (одна играет дочь хозяйки хутора, другая - батрачку) сложные, постоянно изменяющиеся отношения: тут и взаимопритяжение, основанное на родстве душ, и взаимоотталкивание, вражда, уходящая корнями в социальное расслоение Латвии, еще не расставшейся окончательно с буржуазным прошлым. Зрители, видевшие картину, могут по достоинству оценить убедительную, богатую интересными нюансами игру двух новичков актерского цеха.

   Но - начну по очереди.

   Визма Озолиня. Выпускница студии при театре имени А. Упита. По фильму - моя дочь. Когда подбирают исполнителей на роли родителей и детей, между ними ищут хотя бы некоторое сходство. Так вот Визма. по мнению режиссера, из всех претенденток больше всего походила на меня в молодости (правда, я была, как сейчас кажется, более хрупкой и стеснительной). Но, попав в картину как бы по воле случая, молодая актриса доказала свое право работать в этом серьезном фильме.

   Ее выигрышные для кино внешние данные, жизненная энергия, "взрывной" темперамент как нельзя лучше легли на образ разочарованной и отчаявшейся красавицы Аусмы. чья линия построена на резких перепадах настроения. Визма Озолиня верно уловила замысел постановщика. И если другие актеры часто ждут подсказки, то она, проявляя большую инициативу, постоянно сама предлагала различные варианты и решения сцен, с профессиональным интересом вникала во все, что происходит на съемочной площадке. Меня восхищали ее смелость и любознательность.

   Визма спокойно терпела вынужденные лишения (снимались мы на хуторе, где было холодно, грязно и не всегда даже можно было спрятаться от дождя). Упорно заставляла себя сосредоточиваться, думать о роли, не поддаваясь предсъемочной суете. Старательно избавлялась от диалекта, свойственного уроженцам Латгалии. местности, откуда она родом.

   В.Озолиня на редкость красива. И потому существует опасность, что кинорежиссеры начнут делать ставку на эффектную внешность без учета драматического дарования актрисы. Поэтому Виз ме необходимо больше думать о внутреннем на полнении роли, о духовной жизни своих героинь. Посмотрев с ее участием спектакль "Лето и дым" Э. Олби в театре драмы имени А. Упита, я еще раз убедилась в этом: образ получился любопытным, но все же в нем преобладала броская, яркая форма. Как говорят актеры, "нутро" еще надо "растить".

   Вышел еще один фильм с участием В.Озолиня-"Каменистый путь". Здесь иной век, иной характер, что позволило обнаружить новые краски в портрете актрисы.

   Теперь - о Зане Янчевской, выпускнице Народной студии киноактера в Риге. По сути, роль юной Марите, глазами которой мы видим жизнь в семействе Валдманисов, стала дипломной работой Зане в студии (из-за занятости на съемках она не имела возможности участвовать в репетициях дипломных спектаклей). Такую киноработу нельзя было не зачесть. Для фильма "Чужие страсти" Зане стала чудесной находкой. Она удивительно вписалась в атмосферу, в актерский ансамбль картины, даже в пейзаж. Ее Марите словно несла в себе образ воплощенного в фильме сложного послевоенного времени, освещая его надеждой на добрые перемены.

   Видя, как Зане работает на съемках, не давая себе поблажек, как ходит босиком по грязи, по холодной осенней воде, мы поняли, почему Я.Стрейч взял именно ее на роль литовской девушки. Марите стала как бы сердцем нашей картины, но экран выявил и привлекательную человеческую фактуру актрисы, ее духовную свежесть, цельность, доброту. Зане никогда не болтала попусту, всегда была собранна, как перед экзаменом. Я смотрела на нее и радовалась, что в ней есть тот трепет перед ролью, который утрачен многими профессионалами. Ведь эта светлая боязнь соткана из неудовлетворенности найденным, повышенной требовательности к себе, желания сказать что-то свое в искусстве, а не просто "посниматься". Без этого трепета нет настоящего искусства.

   Природа одарила Зане прекрасным голосом, и сейчас она учится на подготовительном отделении при консерватории. От всей души желаю ей стать хорошим вокалистом. Но лелею мечту, что еще увижу Зане Янчевску на экране.

Вия Артмане "Советский Экран" №5 (1984 год).



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]