КИНОСЛОВАРЬ

 

Режиссер




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

РЕЖИССЕР — профессия, родственная всем зрелищным искусствам.
В кино Р. возглавляет процесс создания фильма, являясь ведущим в творческом коллективе и производстве- Характер мировоззрения и уровень мастерства Р. определяют идейно-эстетическую целостность фильма. В трактовке литературного сценария он воплощает свой художественный замысел, поэтому его, как и кинодраматурга, обычно считают автором картины.
Воплощая замысел, Р. формирует жанр произведения, организует в его системе выразительные средства экранного образного языка. В поисках социальной достоверности, художественной выразительности и глубины эмоционально-психологического анализа личности героев и среды Р. формирует единство элементов пространства и времени, раскрывает конфликт и характеры персонажей в их взаимодействии.
При всем различии художественных течений и многообразии индивидуальных творческих пристрастий советских Р. объединяет идейная общность, партийность служения своим творчеством народу, поиск постоянного обогащения художественной формы.
Индивидуальный замысел Р. воплощает в совместной работе с актерами, оператором, композитором, художником, звукооператором, другими участниками съемочной группы. Как бы он ни представлял себе рождение фильма («на бумаге" — Р. Клер: «на монтажном столе» — сов. режиссеры 20-х годов; «в дороге» — Ф. Феллини; «фильм-перо» —
представители «Новой волны»), Р. в любом случае организует и согласует все компоненты будущего произведения. Р. часто сравнивают с дирижером оркестра. Своеобразной «партитурой» фильма является режиссерский сценарий, который создается совместно с художником и оператором. Описанные в литературном сценарии события приобретают пластически звуковое воплощение. Важнейшая роль отводится разработке монтажного строя фильма. Монтаж фильма — это творческий процесс, реализующий авторский «мышленный ход- (С. Эйзенштейн) в событиях фильма.
Р. должен быть грамотным, квалифицированным производственником, так как непосредственная работа над фильмом требует от него таланта организатора и знаний в обла-: сти экономики фильмопроизводства.
Работа Р. документального, научно- популярного, мультипликационного, учебного ; кино имеет специфику в зависимости от задач фильма, его материала и жанра.


Л. ЗАЙЦЕВА. Кандидат искусствоведения

Журнал "Советский Экран" №12 июнь 1983 года .



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]