ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

Тамара Шакирова




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Тамара Шакирова

   Впервые я увидел Тамару Шакирову в павильоне киностудии "Узбекфильм" во время работы над картиной "Слепой дождь". Для участия в одном из эпизодов мы пригласили студенток Ташкентского медтехникума. Сцена называлась "Экзамен", и нашим дебютанткам надо было повторить перед камерой то. что им приходилось делать на зачетной сессии в техникуме.- взять со стола билет и отвечать на вопросы. Репетиция прошла гладко, но стоило только включить полный свет и скомандовать "мотор!", как исполнительница роли "экзаменуемой" застыла и, сколько мы ни подсказывали ей, не могла вспомнить ни слова. Репетировали снова, уговаривали, успокаивали - все безрезультатно. Надо было искать замену. Тут-то я и заметил симпатичную, оживленную, чутко реагирующую на происходящее большеглазую девочку с черными, как смоль, тугими косичками. Это была восьмиклассница ташкентской школы Тамара Шакирова, случайно оказавшаяся на студии и жадно взиравшая на то, как "делается КИНО".

   - Ну что, девочка, будем сниматься? - спросил я ее нарочно серьезно.

   - Будем! - решительно ответила она.

   Так в 1970 году Тамара Шакирова впервые встала перед кинокамерой и сыграла свою первую роль. Сыграла хорошо, с юмором, просто и убедительно, как будто бы уже не раз снималась в кино и... сдавала экзамены. В окончательный вариант нашей картины сцена с ее участием, к сожалению, вошла не полностью. Юная актриса не слишком огорчилась, увидев на экране всего лишь несколько планов -со своим участием",- ведь к тому времени, когда фильм был готов, она успела сняться сразу в нескольких эпизодических ролях, а режиссер Али Хамраев даже рискнул пригласить четырнадцатилетнюю девочку на одну из центральных ролей в своей ленте "Без страха".

   Пульсара-так звали ее героиню - была ровесницей Т. Шакировой. Но как невероятно глубока разница в их мироощущениях, взглядах, привычках! Каким непостижимо далеким и враждебным казался ташкентской школьнице семидесятых годов мир, окружавший бесправную и забитую Пульсару! Действие картины разворачивалось в конце двадцатых годов в одном из заброшенных узбекских кишлаков, куда докатываются громовые раскаты революционных преобразований и где начинается борьба за новую жизнь. Осознание своего человеческого "я", решимость порвать с отжившим укладом, духовное прозрение придут к Пульсаре не сразу-слишком сильны еще вековые предрассудки, слишком яростно сопротивление уходящего прошлого. Но процесс этот необратим. И в финале фильма потрясенная смертью отца, убитого озверевшими кулаками, Пульсара сбрасывает с себя паранджу...

   Режиссер А. Хамраев не ставил перед юной исполнительницей задачи глубокого психологического анализа образа героини. Важно было лишь в самых общих, но метко схваченных чертах дать точное представление о судьбе и характере Пульсары. Думается, что с этой задачей Тамара Шакирова справилась.

   Если же добавить к этому, что по ходу съемок она так же хорошо "справилась" и с другими разнообразными сложностями актерской работы -дальние экспедиции, ночные съемки, многочисленные дубли и репетиции, жара и т.д.. - то, наверное, станет понятным тот немалый интерес, который сразу же после выхода фильма на экран проявили к начинающей актрисе и кинематографисты, и зрители.

   Ее охотно приглашали сниматься - она охотно соглашалась. Хорошие внешние данные, раскованность, органичность, обаяние очень скоро сделали школьницу-актрису непременным и желанным членом съемочных групп "Узбекфильма", а потом и других студий страны- Общение с режиссерами и старшими, опытными мастерами актерского цеха не прошло даром. С каждой новой ролью к Тамаре приходила уверенность, накапливался опыт, росло мастерство.

   И хотя зачастую тогдашние и-что греха таить! - некоторые сегодняшние ее роли не отличались драматургически полноценными, глубокими характерами, были удивительно похожи друг на друга своей одноплановостью и эдакой "голубизной", Тамара Шакирова не теряла увлеченности в работе, постоянного стремления в каждой, пусть и не самой интересной роли увидеть "зерно" образа, актерскими средствами "дописать", обогатить драматургию, преодолеть заданность и схематизм характера, показать не только внешнюю достоверность, но и внутреннюю неоднозначность своих героинь.

   ...И вот школа позади. Вопроса "кем быть?" для Т. Шакировой не возникает- возможен только один ответ: актрисой. Тем более что, по сути, никаких преград на этом пути ей преодолевать не приходилось - нужно было продолжать уже начатое. Ее принимают в штат студии киноактера при "Узбекфильме", где, не прерывая съемок, она получает первые теоретические и практические навыки, необходимые любому профессионалу, занимается сценической речью, изучает теорию и историю искусства, отрабатывает пластику движений, учится плавать и ездить верхом на лошади.

   А вскоре произошло событие, во многом повлиявшее на весь дальнейший творческий путь молодой актрисы, - ее пригласил сниматься один из ведущих режиссеров узбекского кино Равиль Батыров. Роль Сайды, порученная Т. Ша-кировой в его фильме "Мой добрый человек", позволила актрисе создать запоминающийся, неоднозначный образ, проследить становление характера героини, увидеть движение ее судьбы. Поэтому, наверное, лирическая и внешне скромная история взаимоотношений Сайды с Рустамом воспринималась зрителями как серьезный разговор о нравственности, моральном облике и духовной высоте нашего молодого современника.

   С особым волнением рассказывает актриса и о работе под руководством замечательного режиссера и педагога Шухоата Аббасова, пригласившего ее на роль Юлдуз-хон в многосерийном телефильме "Огненные дороги", посвященном жизни и творчеству Хамзы. "Сниматься у него - всегда удовольствие, всегда праздник,- говорит актриса.- Режиссер требует от актера постоянного внутреннего напряжения, собранности, умения никогда не забывать о главном драматургическом стержне роли. Требовательность в сочетании с постоянной готовностью прийти на помощь и точным знанием конечной цели - эти качества творческой манеры Шухрата Аббасоаа способствуют успеху и профессиональному росту каждого актера, занятого в его фильмах".

   Многолетняя напряженная работа над драматическим образом Юлдуз-хон - женщины, безнадежно влюбленной в Хамзу, переживающей смятение чувств - на мой взгляд, во многом обогатила актрису Т. Шакирова обнаружила здесь вкус к психологически острому рисунку роли, стремление увидеть и показать в судьбе своей героини судьбу многих женщин Востока, раскрыть не только личные, но и социальные мотивы ее поведения.

   ...Прошло более десяти лет. прежде чем я вновь встретился с Тамарой Шакировой на съемочной площадке, пригласив ее на главную роль в фильме ?'Непокорная-. Теперь передо мной была уже не дебютантка-школьница, а вполне зрелая, профессионально подготовленная, добившаяся немалых успехов актриса, в послужном списке которой более тридцати картин и среди них такие значительные, как "Семург", "Под палящим солнцем", "Абу Рейхан Бируни", "Это было в Коканде", "Ленинградцы-дети мои" и другие.

   Воссоздавая на экране историческое прошлое каракалпакского народа, один из эпизодов его борьбы за становление Советской власти, ярко запечатленный в известном романе Т. Каипбергенова "Дочь Каракалпакии!", который стал основой сюжета картины "Непокорная", мы стремились прежде всего показать. как в судьбах конкретных людей преломлялись перипетии яростной схватки между старым и новым, отжившим и набирающим силы, прошлым и будущим. Вот почему так важно было всесторонне, тщательно и точно исследовать психологию наших героев, мотивы их поведения. И, пожалуй, самая сложная задача стояла в этом смысле перед Тамарой Шакировой. За полтора часа экранного времени - при внешне спокойном и неторопливом развитии сюжета - ее Джумагуяь предстояло пройти путь от бесправной, забитой женщины, чей удел - унижения, обиды и однообразный, изнурительный труд, до человека, выпрямившегося духовно и смело вышедшего на борьбу за новую жизнь.

   Работа была трудной и кропотливой. Мы много репетировали, вместе искали наиболее выразительные актерские краски, размышляли о предстоящих съемках, изучали разнообразную литературу и документы. И для меня открылось еще одно, весьма ценное качество характера Тамары Шакировой: она удивительно благодарный и отзывчивый слушатель, рассказанное ей она умеет сделать достоянием личного опыта, чтобы затем превратить в яркую, порой неожиданную актерскую находку.

   Времени у нее всегда в обрез. Ее сутки вмещают заботы о маленькой дочери, учебу в Ташкентском театральном институте, большую общественную работу. Тамара Шакироза избрана членом Ташкентского обкома ВЛКСМ, была делегатом XIX съезда комсомола. И по-прежнему она много снимается, участвует в радиопостановках, репетирует в студии киноактера.

   В одном газетном интервью Т. Шакирова сказала, что работа над ролью Джумагуль в "Непокорной" была трудной, но интересной и что она мечтает еще раз встретиться со мной на съемках. Что ж. мне было радостно услышать, что популярная актриса хотела бы вновь работать со мной. Но, думается, главной была все же первая часть ее высказывания. Если на съемках Тамаре Шакировой было трудно, но интересно,- значит, ее лучшая роль еще впереди.

Анатолий Кабулов "Советский Экран" №12 (1983 год).

Ссылки по теме:

  • Биография, Фильмография


  •  
    [Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]