ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

ГЕОРГИЙ ТУРЫЛЕВ




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Георгий ТурылевГЕОРГИЙ ТУРЫЛЕВ

«Что же делает художник в кино?.. Такой несколько недоуменный вопрос задал себе много-много лет назад юный выпускник Ростовского художественного училища Георгий Турылев, узнав о наборе на художественный факультет ВГИКа. И со свойственной молодости отвагой и энтузиазмом ринулся штурмовать эту неведомую для себя профессию художника кино. Кинематограф поглотил его всего, целиком и навсегда. И вот уже сорок лет Георгий Михайлович Турылев, заслуженный художник РСФСР, талантливо, разнообразно работает на киностудии «Мосфильм», в каждом своем фильме (а их у него около тридцати) продолжая постигать эту сложную, увлекательную и такую важную в общем кинопроцессе профессию.
В самом деле, обратите внимание на то, что говоря о кино, мы всегда употребляем слово — «видели». Ведь фильм, прежде всего,— зрелище. И именно художник стоит при рождении чуда, когда замысел автора воплощается, обретает экранную жизнь, становится зримым. И как много значит для будущей картины, если художник не просто добросовестный исполнитель воли режиссера, конечно же, в первую очередь определяющего творческую идею картины, ее жанровую и стилевую направленность, но и его полноправный соавтор. Художник Турылев работал и работает с самыми разными режиссерами — с И. Пырьевым («Кубанские казаки»), К. Юдиным («Шведская спичка», «Беззаконие», «Застава в горах»), Ю. Райзманом («Твой современник»), В. Басовым («Битва в пути», «Тишина») — и при этом он всегда остается самим собой, сохраняет свой индивидуальный творческий почерк, свою неповторимость художника. Пользуясь пейзажем и декорацией, мебелью и интерьером, ему удается сделать реальным н предметным иллюзорный мир картины, воздвигает ли он при этом буддийский храм или строит современные деловые кабинеты, оформляет фешенебельные ночные кабаре или воссоздает старинный быт «дворянских гнезд». Материальная среда, будь то декорация, рамка картины или букет цветов — вот те образные категории, к отбору которых Турылев всегда очень взыскателен, необычайно строг. В его эскизах всегда тщательно продуман, интересно, живописно решен эмоциональный и изобразительный строй фильма, будущие мизансцены, композиция кадров. Поэтому мир, создаваемый им в фильме, всегда воспринимается как подлинная жизнь, всегда чувствуется живое дыхание создаваемой эпохи. Строгость, лаконизм, сдержанно неброская цветовая палитра, а за всем этим необычайная эмоциональность, яркая экспрессия и предельная достоверность.
Сегодня, когда .за плечами Турылева столько лет работы в кино, на свой давний вопрос, что же такое кинохудожник, он отвечает: «Все, вернее, почти все!» Он должен обладать экранным видением, уметь мыслить режиссерскими категориями, видеть глазом кинокамеры, ибо только в союзе с оператором возникает образ картины. Должен быть хорошим живописцем, ведь эскизы к картине имеют самостоятельную эстетическую ценность, архитектором и декоратором (без этого немыслима постройка декораций), бутафором и реквизитором (ведь декорация должна жить), производственником и экономистом (кино не только искусство, но и фабрика), организатором — ведь под его началом работает много людей. Всеми этими качествами в полной мере обладает Георгий Михайлович Турылев, имя которого вы скоро увидите в титрах фильма "Тревожный вылет".

К.Огнев, Георгий Турылев: «Художник в кино — это почти все»

Журнал "Спутник Кинозрителя" апрель 1984 года .



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]