ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

Свет далёкой звезды




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Анастасия Вертинская

Анастасия Вертинская

Она пришла из сказки. Точнее сказать — однажды сказочная гриновская Ассоль обрела черты пятнадцатилетней московской школьницы Насти Вертинской. В голубую бухту Каперны, нет, простите, Коктебеля — ведь съемки происходили именно там — вошел корабль под парусами из алого шелка. Так сбылась мечта Ассоль. Для Насти же все только начиналось. На небосводе вспыхнула новая маленькая звезда.
Популярность юной дебютантки оказалась ошеломляющей. Обложки журналов пестрели ее фотографиями. Она возникла на экране романтической героиней, существующей, пожалуй, только в мечтах. В ней все казалось необычным — и имя, и облик. Она словно заворожила зрителей юностью и красотой.
Отношение же критиков к ее первым шагам в кино было, однако, весьма сдержанным. Впрочем, и сама актриса теперь не очень любит вспоминать ни «Алые паруса», ни Гуттиере в «Человеке-амфибии», считая свои работы в этих фильмах «бессознательным творчеством».
Она родилась в актерской семье, но никогда не мечтала стать актрисой. С детства знала, что это далеко не только головокружительный бал: в праздничном букете роз много острых шипов. Яснее, чем большинство ее сверстниц, понимала: актерское дело, как и любое другое, требует самоотверженности и полной отдачи сил. Вот только неудачи в этой профессии, пожалуй, заметнее, а просчеты отзываются больнее, чем где-либо.
Возможно, поэтому отец, известный русский актер и певец Александр Вертинский, желал своим дочерям — Марианне и Анастасии — найти себя в более спокойном деле. И еще стремился к тому, чтобы дочери, кем бы они ни стали, были образованными людьми — знали литературу, искусство, музыку. Но однажды друг семьи, известный киносказочник А. Птушко, уговорил маму привести Настю на съемочную площадку. Так в жизнь девочки вошли алые паруса.
Судьбу решил фильм «Гамлет». Офелия, роль мирового репертуара! Соприкосновение с величием и мудростью Шекспира, работа с замечательным режиссером Г. Козинцевым, встреча с удивительными партнерами. И прежде всего с И. Смоктуновским. Позже Вертинская скажет: «Ему невозможно солгать. С ним рядом невозможно быть ремесленником — это актер постоянного поиска». Теперь уже нельзя было оставаться просто исполнительницей. Нужно было становиться актрисой. Началась учеба — в институте и на съемочной площадке.
Важный этап — роль Лизы Болконской в экранизации «Войны и мира», созданной С. Бондарчуком. В этой работе ощутилось стремление молодой актрисы заглянуть в глубинные, сокровенные пласты человеческой натуры, понять сложность и неоднозначность происходящего с ней и передать собственное страстное желание видеть в людях лучшее, доброе, светлое. В этой роли Вертинская словно бы начала нащупывать тему, которую в дальнейшем будет развивать в других образах. Тему незащищенности, любви, приходящей как счастье и как испытание к ее героиням.
Но вот настал день, когда в ее жизнь прочно вошел театр, со своими ролями, трудностями и поиском. Театр стал ее домом, школой, семьей. В «Современнике», куда она была приглашена после театрального училища, играла много и разное — от девушки в толпе до Нины Заречной. Играла, копя мастерство, умение, словно готовясь к прыжку. Ведь театр каждый раз творчество, каждый раз — открытие. Одним из них стала ее несколько гротесковая, ироничная Оливия в «Двенадцатой ночи» (спектакль впоследствии был снят на телевидении).
Кино пока не давало такого разнообразия. Характеры получали развитие как бы в одном гармоническом ряду. Хотя каждая из ее киноработ была интересна, изысканна, точно найдена. Вспомним Кити в «Анне Карениной» А. Зархи, трогательную Мэри из «Не горюй» Г. Данелии и, конечно, Галину из «Случая с Полыни-ным» А. Сахарова — худенькую, хрупкую актрису военного времени со взглядом раненной птицы. Потом начались приглашения на роли, повторяющие уже однажды сыгранное. Топтание на месте. Нет, это не в характере Вертинской. «Необходимо полнее и ближе,— говорит она,— узнать жизнь в самой ее сути. Актер не имеет права не расширять круг своих интересов, быть вне событий, равнодушным, замкнутым. Только тогда образы будут не искусственно придуманными, а живыми людьми. Сколько разных интересных встреч было в моей жизни! Сколько разных судеб! Жизнь формирует меня как актрису».
На вопрос: «Почему вы перестали сниматься в кино?», она отвечала просто: «Меня не устраивает материал, который мне предлагают». Спустя несколько лет на экран ее вернуло телевидение. Михаил Козаков предложил роль Моны в телефильме «Безымянная звезда». Вертинская любит эту роль и считает ее своей удачей. Козакову удалось создать волнующее произведение, в котором отстаивается право каждого человека на честь, достоинство, любовь. Как заметил критик, для Вертинской в Моне соединилось все, что было рассыпано в ее героинях. Неожиданной стала и роль Маргарет в телефильме «Кража» по пьесе Дж. Лондона. Здесь спустя двадцать лет она вновь встретилась на съемочной площадке с И. Смоктуновским. С радостью вспоминает актриса свои работы в экранизации романа Диккенса «Домби и сын», в «Жизни Мольера» (спектакле, поставленном на ТВ А. Эфросом). В последнее время Вертинская снимается только в телефильмах. И как она сама поясняет, не потому, что вообще отдает предпочтение телевидению, а прежде всего потому, что объединение «Экран» предлагает ей самые интересные работы. «Но я считаю,— говорит актриса,— что выступление на ТВ очень ответственная для актера задача. Как досадно видеть порой несерьезные работы моих любимых актеров. Тем более, что ТВ может открыть актеру большие творческие возможности, доставить радость большому количеству зрителей». Сейчас Анастасия Вертинская заканчивает работу в девятисерийном телефильме Р. Чхеидзе «Дон Кихот», где играет герцогиню. В этой роли когда-то снималась ее мать — Лидия Вертинская. И еще в двух телефильмах нам предстоит встретиться с актрисой — «Династия Батыгиных» в постановке режиссера Л. Пчелкина и «Янки при дворе короля Артура» по М. Твену, экранизацию осуществляет В. Гресь.
Но главная работа — театр. Вот уже несколько лет она выходит на сцену прославленного МХАТа. Это определенная актерская вершина. И в репертуаре спектакли один сложнее другого — «Чайка», «Наедине со всеми», «Дядя Ваня», «Тартюф», «Живой труп»... Роли для большой актрисы. И все же свет далекой актерской звезды манит, заставляя не останавливаясь идти вперед.
Много лет назад, еще юной девочкой, Настя Вертинская побывала в Японии. Там ей посчастливилось оказаться в древнем храме города Киото. По традиции, каждый посетивший это место может узнать свою судьбу. Узнала и она: «...вам предстоит много-много путешествовать». Путешествие актера — не всегда города и страны. Это еще и роли — человеческие характеры и судьбы. Значит, у Анастасии Вертинской впереди еще очень много открытий-ролей — в театре, на телевидении, в кино.


Н.Батаен

Журнал "Телевидение и радио" №7 1987 года



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]