ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

КАМИЛЬ ЯРМАТОВ




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Камиль Ярматов

Камиль Ярматов

 В одном из документальных фильмов, посвященных творчеству Ка-миля Ярматова, запечатлен эпизод его работы над историко-революционным фильмом. Под развевающимися на ветру знаменами выстроились шеренги усталых людей, одетых в потрепанные красноармейские шинели. И вот на съемочной площадке появляется Камиль Ярматов. Он идет вдоль шеренги, с высоко поднятой седой головой, на ходу отдавая участникам съемки короткие, по-военному четкие приказы. Ничто не напоминает репетицию. Кажется, «сместилось» время, и не перед статистами, а перед подлинными участниками штурма Бухары, последнего оплота реакции в Туркестане, проходит четким шагом испытанный в боях суровый командир революционного отряда Камиль Ярматов.
Да, было что вспомнить замечательному мастеру кино, познавшему труды и радость романтической революционной юности, а позже — полувекового неутомимого, творческого труда.
Он был новатором в искусстве. Придя в узбекское кино одним из первых, закладывая его фундамент, а затем создавая произведения, принесшие славу и авторитет национальному экрану, он сделал немало. «Молодое искусство,— писал он в одной из статей,— поразило меня своими необозримыми возможностями и перспективами. Именно оно казалось специально предназначенным для того, чтобы революционизировать культурные процессы в безграмотной стране. И я решил посвятить себя служению этому искусству».
Талант подлинного творца формируется, впитывая в себя все богатство духовной культуры народа. Немало лет прошло, пока молодой актер и режиссер К. Ярматов, прилежно изучив азы кинематографической профессии, пришел к пониманию многообразных связей своего творчества с жизнью Родины, с ее исторической судьбой. В первых режиссерских работах «Эмигрант» и «Друзья встречаются вновь», созданных в Таджикистане, он нащупывает свой почерк, постигает тайны профессии, искусство монтажа и ритма. Во многом экспериментальной, смелой по форме была и следующая его лента «Дорога без сна», вышедшая после войны.
Подлинным мастерством отмечена картина Ярматова «Алишер Навои». Начинается новый период в его творчестве. Приходит простота и внятная ясность изложения, позволяющая в доступной и яркой форме воплощать сложные темы и замыслы. «Алишер Навои», «Пахта-Ой», «Авиценна», трилогия о революции в Туркестане («Буря над Азией», «Всадники революции», «Гибель черного консула»), «Одна среди людей»—работы большого размаха. Прошло много лет, но в узбекском кино трудно найти фильм, который мог бы соперничать по чистоте стиля, по уровню режиссерской, исполнительской и изобразительной культуры с картиной «Алишер Навои», получившей всенародное признание и Государственную премию СССР.
К. Ярматов вместе с другим крупнейшим постановщиком и соратником, Наби Ганиевым, заложил эстетический фундамент узбекского киноискусства. Здесь на первый план выдвинут интерес к внутреннему миру человека, к темам эпического размаха, большого эмоционального и социального накала.
...На Востоке слово «усто» означает «мастер». Этим высоким определением веками награждали народных умельцев: каменотесов, гончаров, ткачей. Революция открыла перед нашим народом двери в огромный мир современного искусства, ввела в жизнь новое понятие— кинематограф. Не о нем ли много сотен лет назад мечтал Навои, предсказывая появление волшебного зеркала? Далеко за пределами нашей Родины известны теперь имена талантливых узбекских киномастеров, и первое среди них—имя мастера, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда Камиля Ярматова.

Джура ТЕШАБАЕВ.
Кандидат искусствоведения

Журнал "Советский Экран " №10 май 1983 года



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]