ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

Насиба Зейналова




 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

   

Насиба Зейналова"Как песню спеть..."

В игре народной артистки Азербайджанской ССР Насибы Зейналовой есть ярко выраженное фольклорное начало. Ее манера — это открытая эмоция, экспрессивный жест, подчеркнутая мимика, это яркие, звонкие краски, кипучий темперамент, это гротеск и буффонада, заставляющие вспомнить о древних и прекрасных традициях народного искусства...
«Невестка для меня, что метла, куда поставлю, там и будет стоять» — с этими словами появляется на экране Джаннет — главная героиня музыкальной комедии «Свекровь». Старуха Джаннет мечтала о невестке из состоятельной и «именитой» семьи, а сын, к великому ее разочарованию, женился на «безродной бесприданнице». Джаннет ее всячески обижала, и сын, решив преподать матери действенный урок, объявил о своем «разводе» и привел в дом новую «невестку» — Афет (на самом деле — невесту младшего брата). Девушка устроила старухе такую «веселую жизнь», что та была счастлива, когда вернулась в дом настоящая жена ее сына.
В роли Джаннет Насиба Зейналова во всем блеске демонстрирует свое неповторимое дарование. Она создает характер, в котором переплетаются самые, казалось бы, несоединимые черты: хитрость и простодушие, сварливость и веселость, приверженность старым обычаям и неудержимое любопытство к новому.
Фильм этот, я уверен, много выиграл бы, найди его создатели более точное художественное решение, учитывающее прежде всего особенности дарования и творческую стилистику актрисы. По сути дела, это бесхитростный бытовой анекдот, и вряд ли следовало нагружать картину всеми теми «реалиями времени», какими лента изобилует,— суперсовременные танцы, ультрамодные костюмы, магнитофоны и т. д. Историю эту с ее не претендующим на новизну, но не устаревшим для нас моральным выводом «не в деньгах счастье», видимо, можно было решить в духе лукавого доброго представления, как, собственно, и было сделано в Азербайджанском государственном театре музыкальной комедии имени Ш. Курбанова, где Насиба Зейналова с блеском сыграла Джаннет уже более полутора тысяч раз. Зейналова и в фильме выступает в присущей ей манере — броской, темпераментной, играет с явной иронией по отношению к своей героине.
Фильм «Свекровь», поставленный режиссером Г. Сеид-заде по сценарию А. Ибрагимова и М. Малеевой, имеет благосклонного зрителя в республике и за ее пределами — так велика притягательная сила имени Насибы-ханум, так празднично ее искусство. За роль Джаннет актриса была награждена дипломом XII Всесоюзного кинофестиваля в Ашхабаде...
Более сорока лет назад Насибу Зейналову приняли в труппу только что созданного театра музыкальной комедии. Сегодня в творческом активе Насибы Зейналовой свыше пятидесяти блистательных комедийных образов, созданных на сцене родного театра, и немногим более десятка ролей в кино.
...Я позволю себе здесь краткое отступление личного характера. Четверть века назад на осенней бакинской улице незнакомый пожилой мужчина окликнул меня и, украдкой кивнув на внешне ничем не примечательную женщину, торжественным шепотом проговорил: «Смотри, мальчик, и запомни: это Насиба-ханум! Обязательно пойди в театр музкомедии, и ты увидишь настоящее искусство: она играет, как песню поет». При нашей нынешней встрече я рассказал Насибе-ханум о том давнем эпизоде. Она рассмеялась, потом посерьезнела:
— Знаете, он затронул, может быть, самую важную проблему нашей профессии. Сыграть «как песню спеть» — это ведь всегдашняя мечта каждого актера. Чего стоит такая «песня», знает только артист. Я получила звание заслуженной артистки республики после двадцати одного года работы, и мне не стыдно признаться: придя домой после торжественного вечера, поцеловала наградную книжечку и расплакалась от счастья. Ибо служение искусству — это главное, что есть в моей жизни...
В нашей беседе Насиба Зейналова поделилась сокровенной мечтой о романтической кинороли в фильме историко-революционном, где все было бы проникнуто духом подлинной народной драмы; борьбой могучих идей. И подумалось, что ведь она из тех актрис, для которых нужно специально писать сценарии.

Ф.Агамалиев

Журнал "Советский Экран" №7 апрель 1980 года .



 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]