Как они умерли

Виктор Авдюшко

Stolica.ru


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я
   
<a href=Виктор Авдюшко" align="left" hspace="5" vspace="5" WIDTH="250" HEIGHT="406">

   Внешние данные актера, присущее ему при некоторой суровости облика особое обаяние определили его амплуа. Он играл простых русских людей, на которых держится жизнь, причем среди более шести десятков сыгранных им ролей, кажется, не было ни одной отрицательной. Персонажи Авдюшко – это люди, преодолевшие войну, налаживающие мирную жизнь.
   В лентах значительных или сделанных на злобу дня актер работал с неизменным профессионализмом, большой самоотдачей. Он создал многочисленные образы рабочих парней, матросов и солдат – и в картинах, посвященных давней истории, как в ленте Герои Шипки (1954), и недавнему времени, каковы фильмы о Великой Отечественной войне Живые и мертвые (1963), Освобождение (1968–1971), Песнь о Маншук (1969), А зори здесь тихие... (1972) и многие другие. Даже в роли, например, маршала Конева (Солдаты свободы, 1977) актер играл русского солдата, только повыше рангом.
   Первая большая работа, роль секретаря райкома Павла Мансурова, дала актеру возможность раздвинуть жесткие рамки амплуа, расширить творческий диапазон. История утверждения актера на роль достаточно необычна. Обычно артисты ждут приглашения 'от режиссеров. Евгений Урбанский тоже ждал-ждал, но не дождался, приехал на «Мосфильм» и отправился по павильонам предлагать себя. Везде ему равнодушно отказывали. Отказал Урбанскому и Юлий Райзман, набиравший в то время актеров для фильма «Коммунист». На главную роль режиссер пробовал своего ученика Виктора Авдюшко.
   Урбанский отправился дальше, пока не оказался перед режиссером Михаилом Швейцером. Тот пригляделся к Урбанскому и решил его попробовать. Кинопробы оказались очень хорошими, но их должен был утвердить Юлий Райзман как старший по должности на «Мосфильме». Райзман поглядел кинопробы и ахнул — то, что надо! Но просто так забрать актера у Швейцера было неделикатно, и тогда Райзман сказал: «Я Швейцеру уступаю Виктора Авдюшко. Утверждаю его без всяких проб. Начинайте съемки». Однако фильм М.Швейцера Тугой узел (1957) так и не вышел на экраны. Кинематографическое начальство согласилось бы на выход картины о перерождении порядочного человека, партийного работника, пусть имеющем место, но «нетипичном», однако абсолютное обаяние актера сместило все смысловые акценты, игра его была настолько убедительной, что поднимала частный случай до обобщения. Фильм подвергся резким проработкам, был доснят с заменой одного из актеров, перемонтирован и выпущен в ограниченный прокат под названием Саша вступает в жизнь (первоначальный вариант впервые показан в 1989).
   Не менее резкой критике подвергся и фильм Мир входящему (1961; «Золотая медаль и «Золотой кубок» на Международном кинофестивале в Венеции, 1961), где герой Авдюшко, контуженный солдат Ямщиков, направляется в госпиталь. Актеру пришлось строить образ самыми скупыми выразительными средствами – одни глаза выражают состояние души этого человека, обреченного на молчание. Однако и этот фильм, частично переделанный, был напечатан в ограниченном количестве копий и массовому зрителю остался недоступен.
   Последней работой Авдюшко стала роль маршала Конева в эпопее Юрия Озерова « Солдаты свободы». В фильме рассказано о важнейших событиях 1944 года, в частности - об операции `Багратион`, Варшавском восстании, начале освобождения Польши. На экране - отважные герои, совершавшие бессмертные подвиги во имя счастья человечества. На экране - солдаты свободы. Незадолго до этого он снимался в другом фильме, тоже о войне, где и подхватил смертельный недуг. Вот как вспоминает об этом Лидия Смирнова: «Авдюшко на Дальнем Востоке должен был сниматься на фоне военных кораблей, которые вот-вот могли уйти, и съемочная группа могла не выполнить план. Группа приходила к Авдюшко и умоляла, чтобы он, больной, работал. И он в шинели с автоматом через плечо, с воспалением легких влезал в ледяную воду. Сняли два дубля, и у него образовался гнойный плеврит. Через семь месяцев он умер…»
   В январе 1975 года Виктор Антонович только справил свое 50-летие. Умер 19 ноября 1975 г. в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

      



Фильмы с участием актера:

1948 МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ {купить VHS} {купить DVD} {купить DVD}
1950 В МИРНЫЕ ДНИ {купить DVD}
1953 ВИХРИ ВРАЖДЕБНЫЕ {купить DVD}
1954 ГЕРОИ ШИПКИ {купить VHS}
1955 ДОРОГА
1955 УРОК ЖИЗНИ
1956 ПРОЛОГ
1957-1988 ТУГОЙ УЗЕЛ («Саша вступает в жизнь»)
1958 ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ГОД
1958 ОТЦЫ И ДЕТИ
1958 ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ
1959 ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДОРОГИ
1959 ХМУРОЕ УТРО
1960 ЧУДОТВОРНАЯ
1961 В НАЧАЛЕ ВЕКА
1961 МИР ВХОДЯЩЕМУ {купить VHS}
1961 НАШ ОБЩИЙ ДРУГ
1963 ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ {купить DVD} {купить VHS}
1964 ГДЕ ТЫ ТЕПЕРЬ, МАКСИМ?
1964 ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО {купить DVD} {купить MPEG4} {купить MPEG4} {купить VHS} {купить VHS} {купить VHS} {купить VHS}
1964 ПОКА ФРОНТ В ОБОРОНЕ
1965 РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК {купить VHS}
1965 ТРИДЦАТЬ ТРИ {купить VHS} (Ненаучная фантастика)
1966 ПРОЩАЙ {купить VHS}
1967 ЗВЕЗДЫ И СОЛДАТЫ
1968 В ДЕНЬ СВАДЬБЫ
1969 ДЕНЬ И ВСЯ ЖИЗНЬ
1969 ПЕСНЬ О МАНШУК
1969 РОКОВОЙ ВЫСТРЕЛ (к/а «Странные люди»)
1969 СЮЖЕТ ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО РАССКАЗА (ЛИКА — ЛЮБОВЬ ЧЕХОВА)
1970 КОГДА РАСХОДИТСЯ ТУМАН
1970 КОНЕЦ АТАМАНА {купить VHS}
1970 СЕРДЦЕ РОССИИ
1972 А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ {купить MPEG4} {купить VHS} {купить VHS} {купить VHS}...
1972 НАМ НЕКОГДА ЖДАТЬ («Страницы»)
1972 ЧЕЛОВЕК НА СВОЕМ МЕСТЕ
1973 И НА ТИХОМ ОКЕАНЕ...
1975 КОГДА НАСТУПАЕТ СЕНТЯБРЬ
1975 РАССКАЗ О ПРОСТОЙ ВЕЩИ
1975 ЯРОСЛАВ ДОМБРОВСКИЙ
1976 ПОКА СТОЯТ ГОРЫ
1977 СОЛДАТЫ СВОБОДЫ {купить VHS}


 
 
 
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]