В детстве Мария Барабанова была отпетой хулиганкой. Ее вечно выгоняли из школы. Когда это случилось в очередной раз, она пришла домой и заплакала. На что папа, обожавший свою Маню больше жизни, сказал: «Чего ты ревешь? Подумаешь, выгнали. Школ много, а ты одна!» Возможно, именно папина безумная любовь и выковала строптивый характер Марии Барабановой, потому что всю жизнь потом она творила, что хотела — со скандалами меняла театры, с боем добивалась ролей в кино, обустраивала чью-то личную жизнь по своему разумению, боролась, обличала, клеймила, любила, одаривала — и все с невероятной энергией и верой в свою правоту и непогрешимость. Массу своих недоброжелателей, которые не могли не возникнуть, презрительно называла глупцами и бездарями.
"Она родилась в 1911 году в Петербурге в семье путиловского рабочего. Уже с пяти лет твердо решила стать артисткой. И никто не сомневался, что у нее это получится. Наигравшись вдоволь в самодеятельности, Барабанова решила, что созрела для профессиональной сцены, и даже не вспомнила, что у нее нет специального образования. Самое интересное — ее взяли. И не куда-нибудь, а в легендарный ленинградский ТЮЗ. Она приняла это как должное. А потом так же легко с этим театром рассталась. Решила все-таки учиться. В театральный институт поступила легко, попала на курс к педагогу-мхатовцу Борису Сушкевичу, стала его любимой студенткой. Но и на этот раз не обошлось без скандала. На последнем курсе студенты решили организовать Театр Сушкевича. Из всех одна только Маша выступила против, заявив, что это будет скучно и неинтересно. «Вот Мейерхольд — это другое дело!» И тут вошел Сушкевич. Кто-то из студентов выкрикнул: «Ну, повтори это при Борисе Михалыче!». И она, конечно, повторила...
Но Барабанова не унывала. По распределению попала в Театр комедии, к самому Николаю Акимову. В 1935 году она впервые оказалась на съемочной площадке. Причем опять же благодаря своему боевому характеру. Как-то вечером артисты отправились кутить в «Асторию», за столиком — семнадцать парней и одна девушка, Маша Барабанова, маленькая, курносая. В разгар веселья она обнаружила за соседним столиком солидную пару, причем дама ее упорно лорнировала. «Заметили, какая наглая особа? — спросила Барабанова ребят. — Ну, я ей сейчас устрою!» Ее еле удержали, а на следующий день ей пришло приглашение на роль в комедии «Девушка спешит на свидание».
Уже через пару лет Мария Барабанова стала известной актрисой советского кино. Эраст Гарин снимает ее в роли юного санитара Тимофеича в картине «Доктор Калюжный». Фильм оказывается этапным не только для Барабановой, но и для других исполнителей — Юрия Толубеева, Янины Жеймо, Аркадия Райкина. Что самое смешное, в съемочной группе долго считали, что роль играет мальчик, а не профессиональная актриса. Кстати, много лет спустя вновь произошло нечто подобное. В фильме «Тайна «Черных дроздов» по Агате Кристи одну из сцен снимали в психиатрической больнице. Мария Павловна играла сумасшедшую даму, к которой приходил инспектор полиции. Ее вывозили в инвалидной коляске, она произносила монолог и начинала «биться в истерике». Как-то мимо съемочной группы проходил врач этой больницы. Постоял, посмотрел и обратился к оператору: «Вы бы заканчивали, а то нам трудно будет ее успокоить».
В 1941 году Барабанову пригласили сразу на две главные роли в фильм «Принц и нищий» — Тома Кенти и принца Эдуарда. Она разрывалась между кино и театром, между Москвой и Ленинградом. Когда это стало невыносимо, бросила театр. Скандал случился и на этот раз, потому что Акимов счел это предательством.
В войну студия Горького эвакуировалась в Сталинабад, фильм заканчивали там. В 1944 году она вернулась в Москву и осела здесь навсегда. Снялась в «Модах Парижа» и «Русском вопросе», а потом с экранов исчезла — занялась партийной карьерой и устройством личной жизни, как всегда, бурно. С первым было проще: Барабанова закончила Высшую партийную школу, стала секретарем парторганизации киностудии. Многим коллегам от этого пришлось несладко, хотя кому-то ее активность пошла на пользу. А вот человек, способный выносить темперамент Барабановой дома, не находился. Она упорно искала мужчину своей мечты, несколько раз выходила замуж, родила дочь... В результате кино выпало из ее жизни на целых десять лет. О Барабановой успели забыть, но актриса напомнила о себе.
В 1957 году, узнав о пробах на роль Кота в сапогах в киносказке Александра Роу, Мария Павловна влетела в чей-то начальственный кабинет. Стуча кулаком по столу, сказала: «Эту роль буду играть я. И никто другой!». Так и вышло. Рецензенты актрису хвалили, но потом вновь наступило затишье.
Тогда Барабанова предприняла еще один отчаянный шаг — сама сняла фильм (вместе с режиссером Владимиром Сухобоковым), кинокомедию «Все для вас». Играли у нее потрясающие артисты — Татьяна Пельтцер, Леонид Куравлев, Ольга Аросева, Борис Иванов, Леонид Харитонов, Борис Бибиков, Рина Зеленая. По сюжету, героиня Барабановой Маша Барашкина была инструктором горисполкома, вдохновенно трудилась исключительно на благо родного города, но все равно ее никто не понимал — ни начальство, ни подчиненные, ни даже любимый человек. По сути, в этом фильме Барабанова рассказала о самой себе. Фильм провалился с треском. Но главное было сделано — она вернулась на экран. Теперь ее героинями стали мамы, бабушки, тетушки, «старушки-веселушки»: «Финист — Ясный сокол», «С весельем и отвагой», «Пока бьют часы», «Женщина в белом», «Катенька», «Сукины дети». Она с блеском исполнила роль Бабы-Яги у Надежды Кошеверовой в сказке «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» в дуэте с Олегом Далем — постаралась «назло Жорке Милляру». Когда режиссер Ефим Грибов предложил ей роль бандерши-еврейки в картине «Мы едем в Америку», она сначала удивилась: «Ну где ты видел бандершу с такой детской физиономией? И что это за еврейка с курносым носом?» — но тут же согласилась, и это вышло гомерически смешно. Но больше она на съемочную площадку не вышла. Тяжело болела и умерла в 1993 году, оставив после себя замечательные роли и легенду о своей строптивости.
Сергей Капков Сайт: "Киевские Ведомости"