Режиссёр Сергей Михайлович Эйзенштейн великолепно разбирался в
искусствознании. Построению композиции кадра он учился у таких мастеров
живописи как: Репин, Суриков, Серов, Перов, Юон. Кинокадр Эйзенштейна
никогда не был пустым, его кадр заполнял всё пространство.
Композиция кадра – это грамматика кино, а без соблюдения
грамматики – хорошее кино или любой фильм просто не возможны. Своим ученикам мастер кино прививал
умение удачно помещать в кадре не только людей, но и предметы. Если
требовалось снять несколько предметов, то главный он размещал в центре,
остальные – по кругу. Если Эйзенштейну надо было показать двух актёров
в одном кадре, то он размещал одного на переднем плане слева, а другого
– на заднем плане справа. Режиссёр говорил своим ученикам о том, что
рисунок кадра должен рассказывать без слов, композиционное построение
необходимо освободить от любой случайности. Самым выразительным кадром
считал тот, который построен диагонально. Любое движение по диагонали
из нижнего левого угла к верхнему правому – это «торжественный приём»,
своеобразный кинопарад. Итак ответ на вопрос как делать фильмы.. Чтобы кадр сделать динамичным и придать ему
бОльшую скорость, композицию необходимо строить другой диагональю: из
правого верхнего угла в левый нижний. Если режиссёру требуется по
сюжету подчеркнуть драматизм ситуации – композиция обычно выстраивается
справа вверх налево. Был у Эйзенштейна и маленький секрет для простого
и убедительного кадра – прямолинейный кинокадр. Это когда происходит
движение на предмет. Такой кадр всегда выразительнее, чем отступление
камеры от предмета. На левой стороне ( от зрителя) люди и события в фильме всегда кажутся
важнее. Так уж устроена наша психика и зрительное восприятие. Мораль
всегда на левой стороне! Киношное «дважды два»! Если строить композицию кадра остриём треугольника вниз, то
зритель будет ощущать беспокойство и неопределённость. Если сюжет
требует такой композиции, то вы на правильном пути. Важное событие
обычно сосредотачивают в точке «золотого сечения». Это может быть не
только человек, но и его глаза. Существует и такой приём – «показ части
вместо целого». Профессионалы считают его эффективным. Показ фигуры
героя заменяют какой-либо деталью, например, очками, сигарой. Такие
детали запоминаются зрителем лучше, чем неоднократный показ актёра.
Достаточно одной детали, чтобы образ запомнился с первого раза.
Существует ещё одно важное правило в мире киноведения, о котором
часто забывают современные режиссёры – не детали вставляются в
кинокадры, а кадры строятся на деталях. Профессионалы не строят кадры
по принципу «мне так нравится», их строят по смыслу, по принципам и
законам психологического восприятия.
Главную памятку от Эйзенштейна можно сформулировать так: до съёмок
нужно для себя решить не «что снимать?», а «что не снимать?» . Удачи!