СОВЕТСКИЙ ЭКРАН



А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

ПОГОВОРИМ, БРАТ…

   

ПОГОВОРИМ, БРАТ…
«БЕЛАРУСЬФИЛЬМ», «МОСФИЛЬМ»
Сценарий Георгий Кушниренко, Юрий Чулюкин, Альберт Иванов
Постановка Юрий Чулюкин
Главные операторы В.Захарчук, В.Макаров
Художник Вячеслав Кубарев
Композитор Александр Градский

Прилив почты чаще всего бывает связан с лентами, которые отвечают нравственным ожиданиям зрителя, угадывают его духовные потребности и вступают с ним в контакт прямого, искреннего общения.

В новой работе известного режиссера Юрия Чулюкина «Поговорим, брат...» двухсерийный кинематографический простор отдан героике и приключениям. Эпизод партизанской борьбы в Приморье, о котором здесь рассказывается, не документирован исторически, но воспринимается как строка в реальной летописи гражданской войны. Романтика ленты порождена дыханием далекого героического времени, и у многих зрителей пробудились воспоминания о любимых образах советского киноискусства. «Я вспомнила свою молодость и то, как по четыре-пять раз подряд ходила на «Чапаева»,— пишет из Уфы ветеран войны и труда З. С. Кузнецова и добавляет: «Давно не было такого жизнерадостного, нашедшего свою аудиторию фильма...»

«Давно не было...» Но память подскажет несколько названий фильмов, обращенных к событиям тех же лет, которые хотя и не были обойдены зрительским вниманием, все же не вызвали такой горячей признательности. И сюжеты были увлекательными, и картины боев впечатляющими, масштабными, и участвовали популярные актеры, а душевный контакт со зрителями, как у фильма «Поговорим, брат...», возникал не всегда. Такого, чтобы иной из них написал: «Предлагаю этот фильм показывать с утра по телевидению, чтобы на весь день люди получали заряд бодрости, оптимизма и веры в свои силы» (инженер К. Самойленко, Ленинград).

Во многих письмах подчеркивается та мысль, что не только напряженностью и динамикой драматургического действия объясняют зрители свой интерес к этой ленте. «В фильме, помимо приключенческой канвы — погонь и опасных поединков,— замечает И. Гизенко из Ставропольского края,— глубоко и достоверно раскрыты характеры главных героев. Это прежде всего братья Кокорины...»

В словах «прежде всего» содержится точное наблюдение читателя. Порой фабула приключенческого фильма бывает самоигральной, то есть строится так, что действие вытекает из искусного переплетения обстоятельств, а не из логики характеров. Здесь же главный интерес — братья Кокорины — их преданность делу революции, беззаветная отвага, удальство и предприимчивость.

И сюжет фильма и боевые действия партизанского отряда, блокированного белогвардейцами, активизируются в связи с появлением старшего из Кокориных — опытного большевика- подпольщика Петра. Стремительно после побега из тюрьмы врывается он в лагерь партизан, не решавшихся по малочисленности на прямые столкновения с противником, и сразу же начинается смелая и остроумная боевая операция. И если Петр — это мудрость и опыт, то его младший брат Митька — это бесшабашная лихость и удачливость. К нему обращены горячие симпатии зрителей.

«Просто поражаешься находчивости и сообразительности Митьки Кокорина,— читаем в письме девятиклассницы из г. Белебея Марины Ильясовой,— весь фильм он улыбается. Балагур и шутник, он поддерживает бодрость, боевой дух в рядах партизан, внушает уверенность в неизбежную победу, задает тон всему фильму.

Собственно говоря, чувства, испытанные при знакомстве с образом Митьки, и заставили меня написать это письмо. К сожалению, я не успела прочесть фамилию артиста, но я восхищаюсь им и выражаю свою благодарность за замечательное исполнение этой роли...»

В роли Митьки снимался артист Юрий Григорьев. Многие авторы откликов приписывают главную причину успеха фильма его талантливой игре. Этот по-настоящему народный персонаж в своей традиции уходит глубоко в историю нашего киноискусства. Митька Кокорин — наследник знаменитого Петьки из «Чапаева», он такой же носитель раскрепощенного революцией народного характера, в котором бурно, ярко проявляется неистребимость одаренной личности, обаятельное жизнелюбие.

Образ юного Митьки — одна из главных удач фильма «Поговорим, брат...». Однако яркая игра артиста Ю. Григорьева не затмевает и других исполнителей. Зрители, как свидетельствуют письма, по достоинству оценили и А. Голобородько в роли Петра Кокорина и А. Кочеткова — командира партизан Антона, и И. Малышеву — медсестру Веру, и Н. Мерзликина — матроса Федора, и Л. Смирнову — его жену Настю, и А. Пороховщикова — белогвардейского полковника Новикова... «Мне даже порой казалось, что в фильме тесно от прекрасных актерских работ,— пишет калужский педагог Н. Погребинский.— Но, по-видимому, так и должно быть в настоящем кинопроизведении, создаваемом коллективно, когда таланты участников, переплетаясь, дополняют друг друга». В других письмах также отмечается удачный, органичный ансамбль и актерских партий и всего творческого коллектива в целом — от режиссуры Юрия Чулюкина до музыки и песен Александра Градского.

Справедливости ради нужно отметить, что редакция получила и сердитые письма зрителей, которым фильм не понравился. Встречались упреки в чрезмерной растянутости ленты на две серии (О. Филиппова, Витебская обл.), в ненатуральности некоторых эпизодов (В. Картыков, Одесса), даже в нарушении воинского устава (И. Товтин, Мытищи)... Что ж, разные бывают вкусы и пристрастия, иной зритель не приемлет условность приключенческого жанра. Порой в оценке сказывается даже и настроение, при котором смотрелся фильм. Но, думается нам, ничего дурного нет в том, что фантазия и изобретательность авторов не вместились в пределы одной серии, а лихому Митьке как не одержать победу над многочисленными врагами!

Относительно же его «неуставного» ответа «ладно» вместо «так точно», напомним, что он тут же получил от командира порядочный нагоняй... В конце нашего обзора писем о фильме «Поговорим, брат...» хочется дать слово режиссеру-постановщику народному артисту РСФСР Юрию Чулюкину: «Уверен, что прикосновение к героическому не проходит бесследно для зрителя, что произведения этого благородного жанра воспитывают готовность к действию, к самопожертвованию во имя Родины, желание каждую минуту прийти на помощь тому, кто слабее, тому, кто в беде...»

А.Локтев «Советский экран» № 07, 1980 год


 
[Советский Экран] [Как они умерли] [Актерские байки] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]